НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ШАГ В БУДУЩЕЕ
Программа кандидата на должность ректора НГУ профессора Владимира Собянина.
Основу программы составляют подготовленные при непосредственном участии кандидата:
концепция развития НГУ;
проект «Обоснование концепции создания федерального исследовательского университета на основе партнерства НГУ и Новосибирского научного, инновационного и технологических центров»;
заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, по которой НГУ в 2007-2008 гг. должен получить из федерального бюджета 901 млн руб.;
уже действующие программы по капитальному строительству главного корпуса Университета и общежитий с финансированием в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) 135 млн руб. на ближайший год;
заявленные в Федеральное Агентство по образованию РФ программы «Гостевой дом», «Вузовский центр по нанотехнологиям».
Программа предусматривает, что основными стратегическими целевыми установками развития Новосибирского государственного университета являются:
опережающее развитие НГУ по сравнению с другими университетскими центрами Сибири и России в целом;
стабильное лидерство НГУ на рынке образовательных услуг по подготовке элитных кадров для науки, образования и экономики;
постоянное расширение тематики и рост качества фундаментальных и прикладных исследований;
стремление к инновациям и взаимодействию с бизнес-структурами;
достижение устойчивости финансирования текущей деятельности и программ развития НГУ;
постоянный рост позиций НГУ в международных и российских рейтингах;
развитие человеческого капитала и корпоративной культуры НГУ.
Общепризнанные основополагающие принципы функционирования НГУ:
подготовка специалистов в рамках интегрированной научно-образовательной среды НГУ СО РАН;
пионерная реализация многоуровневой непрерывной образовательной модели, ставшей в настоящее время мировой тенденцией;
подготовка кадров, соответствующих мировому образовательному уровню, для страны и мирового сообщества;
участие в образовательном процессе ученых создателей и представителей ведущих научных школ;
методология обучения с ориентацией на восприятие и генерацию нового знания и развитие креативного мышления;
раннее приобщение студентов к научным исследованиям и практической деятельности на основе системного включения в учебный процесс решения реальных задач научного и практического плана с целью подготовки специалистов, обладающих ключевыми компетенциями в области будущей профессиональной деятельности;
соответствие направлений подготовки студентов долгосрочным государственным приоритетам в области образования, науки и экономики;
открытость университета, реализуемая на основе взаимодействия со стратегическими партнерами, а также со всеми заинтересованными потребителями научной продукции и высококвалифицированных кадров.
Реализация целевых установок программы позволит эти принципы сохранить и совершенствовать. Важно подчеркнуть, что главным направлением деятельности НГУ всегда была и остается подготовка кадров высшей квалификации для науки (прежде всего СО РАН), образования и бизнеса.
Крупным планом основные задачи и мероприятия реализации программы состоят в следующем:
1. Государство последовательно переходит к жестко дифференцированному финансированию высшей школы. Лучшие университеты будут получать должное финансирование из федерального бюджета. Остальные вузы будут вынуждены рассчитывать на себя и местные власти. В этой связи НГУ в ближайшие годы необходимо гарантированно закрепиться среди лучших вузов России. Это требует:
успешно реализовать инновационный проект и работы по проектированию главного корпуса НГУ и общежитий;
повысить рейтинговые показатели университета;
совместно с СО РАН, федеральной и региональной властью добиться постановлений Правительства РФ о строительстве и более высоком статусе НГУ.
Главными здесь остаются вопросы: движение НГУ в направлении федерального исследовательского университета и возможность перехода университета в Академию наук.
2. Взаимоотношения с СО РАН должны только укрепляться. Участие сотрудников СО РАН в управлении университетом, научном и образовательном процессах не подлежит пересмотру. Это главное, что у нас есть, и основа нашего будущего.
Отношения университета с Сибирским отделением РАН могут и должны совершенствоваться. Не исключено, что в нашу жизнь войдет практика временных командировок сотрудников Академии на преподавательскую и исследовательскую работу в НГУ и наоборот. Например, на время командировки сотрудник СО РАН переходит на постоянную работу в университет, ему утверждается учебный план и программа исследований, согласованная с профильным институтом и выполняемая в научно-образовательных комплексах НГУ, созданных по Инновационному проекту.
Развитие медицинского и других факультетов и возможное создание факультета почвоведения, без которого наш университет не является классическим, немыслимы без взаимодействия НГУ с СО РАМН и СО РАСХН. Многое на этом пути уже сделано, но предстоит сделать еще больше.
3. В отношении уже действующих проектов НГУ (инновационный проект, проект по проектированию главного корпуса, общежитий и др.) должна быть обеспечена преемственность. Это позволит в срок и успешно реализовать проекты, предусмотреть их дальнейшее развитие и показать не на словах, а на деле, что мы великий университет. В противном случае будем только вздыхать о былых успехах первого пятидесятилетия.
4. Инновационное образование и научные исследования основные направления деятельности НГУ. В университете будет развернута программа гармоничного совершенствования на всех факультетах образовательного и научного процессов. Начало этому положено Инновационным проектом, в котором по сути без ограничений были учтены все начинания всех факультетов и других структурных подразделений. Будет закуплено новое оборудование для образовательного процесса и научных исследований, что позволит разработать новые курсы, практикумы, новые формы проведения занятий и расширить тематику научных исследований. В частности, инновационное образование должно основываться на современных информационных технологиях. Недопустимо, чтобы абитуриент, видевший в школе электронную доску, вновь привыкал писать мелом.
5. На новом уровне следует установить взаимоотношения НГУ с другими вузами Сибири, особо выделяя Сибирский федеральный университет в Красноярске. Бытует мнение, что создание такого учебного заведения в Новосибирске было бы целесообразнее. Но что случилось, то случилось. В настоящее время мы должны ясно представлять, в каком состоянии оказались наши красноярские коллеги. Отбросим переживания и начнем помогать им формировать передовые методики образования, проводить семинары и установочные занятия. Мы не должны допустить оттока кадров из НГУ ни в Красноярск, ни в Томск. А такая потенциальная опасность существует.
В этой ситуации НГУ может и должен позиционировать себя как вуз вузов, который в состоянии обеспечить подготовку преподавателей-исследователей высших учебных заведений Востока России. Этот тезис для значительной части коллектива мог бы быть руководством к действию.
6. Реализация проекта Технопарка новосибирского Академгородка важна для университета. Во взаимодействии с Технопарком университет получит возможность использовать бизнес-инкубаторы для развития своих start-up проектов. В НГУ будут созданы инновационный коучинг-центр и центр инновационных компетенций, которые будут выполнять функцию преинкубатора студенческих и аспирантских проектов, что, несомненно, сделает Академгородок привлекательным для молодежи.
С ростом количества компаний-резидентов Технопарка будет расширяться дипломная стажировка студентов на инновационных предприятиях, что усилит взаимодействие с бизнесом. Со временем в университете должна появиться структура, отвечающая за управление инновационными проектами и программами. В функции этой структуры, по-видимому, должно войти создание и развитие собственной научно-производственной базы НГУ, а также малых предприятий и совместных с Технопарком производств для выпуска и последующей реализации наукоемкого продукта.
7. Внебюджетные доходы НГУ важнейшее направление работы руководства и всех сотрудников университета. Наше благополучие серьезно зависит от нашей работы.
Традиционные внебюджетные поступления в НГУ от платных образовательных услуг, включая дополнительное образование, научной деятельности сотрудников, вклада Сибирского отделения РАН в образовательный и научный процессы в НГУ должны получить дальнейшее развитие.
Относительно новым элементом привлечения внебюджетных средств может быть институциализация участия бизнеса (российского и иностранного) в образовании и науке. Примерами такого взаимодействия НГУ с бизнес-структурами являются лаборатории SWsoft-НГУ, Intel-НГУ, отделение УРСАбанка-НГУ.
В этой связи нельзя недооценивать возможность создания при НГУ целевого капитала (благотворительного фонда), аналогичного уже созданным при МГИМО и бизнес-школе С-ПбГУ. Например, при размере целевого капитала при НГУ в 1 млрд руб. годовой доход университета будет составлять 100 млн руб. Это, конечно, не целевой капитал Гарвардского университета, который равен 25 млрд долл., но он также будет существенной помощью в дополнительном финансировании образования, науки и другой деятельности в НГУ. Необходимые подготовительные работы по созданию целевого капитала уже проведены, есть техническое задание, определен требуемый список работ для того, чтобы это стало реальностью.
8. Исследователь в академическом институте и преподаватель-исследователь в вузе уникальный продукт. Если НГУ будет готовить кадры только для СО РАН, то не из кого будет выбирать. Поэтому объективно мы должны готовить выпускников больше, чем требуется. Если следовать пословице «Семеро с сошкой, один с ложкой», то только один, самый талантливый из восьмерых, будет хлебать похлебку науки и преподавательского труда. Система отбора и привлечения молодежи в науку и образование одна из общих задач НГУ и академических институтов.
Расширение магистратуры и аспирантуры на базе НГУ одно из возможных решений этого вопроса. В частности, университетом предусмотрено и будет реализовано создание регионального Центра магистерской подготовки в рамках Инновационного проекта.
9. Ожидаемое уменьшение численности выпускников школ усилит конкуренцию между вузами за абитуриентов. Задача НГУ в такой ситуации получить своего абитуриента и не допустить снижения требований к поступающим в университет. Здесь неоценима роль ФМШ и ВКИ как структурных подразделений НГУ, выполняющих важнейшую функцию в системе непрерывного образования в университете. Наши предметные олимпиады, выставки и работа факультетов со школьниками также представляются крайне важными и необходимыми.
10. В новых условиях назрела необходимость изменения системы управления внутри НГУ. Сюда относятся:
перераспределение управленческих функций и полномочий в направлении усиления роли деканов факультетов в принятии стратегически важных решений;
определение задач, стоящих перед НГУ, которые требуют централизации финансовых средств;
формирование ежегодного бюджета университета и прозрачность его исполнения.
11. Развитие человеческого капитала и корпоративной культуры НГУ.
Новосибирский государственный университет гордится своими традициями, которые полвека скрепляют сообщество студентов, преподавателей и выпускников. НГУ должен сохранить и приумножить свой кадровый состав и обеспечить преемственность традиций, создавая комфортные условия для работы и творчества. Для этого необходимо разработать систему мер по:
повышению реальной заработной платы всех сотрудников университета за счет бюджетных и внебюджетных поступлений от разных видов деятельности НГУ. Мизерные зарплаты унижают человеческое достоинство и не позволяют обеспечить ни должное уважение студентов к профессорско-преподавательскому составу, ни повышение качества подготовки к занятиям и самого процесса преподавания. Это известно всем, но есть разное понимание конкретных путей решения задачи;
социальной поддержке сотрудников, ветеранов и студентов, например, через создание специального фонда поддержки;
решению жилищных проблем сотрудников и обучающихся во взаимодействии с СО РАН, мэрией г. Новосибирска и с банковскими структурами;
профессиональному росту всех сотрудников и обучающихся, уделяя особое внимание вопросам менеджмента и маркетинга. Система повышения квалификации должна быть направлена на создание кадрового резерва НГУ;
усилению роли общественных организаций (профсоюза, социального отдела, студенческого самоуправления, Ассоциации выпускников, Попечительского совета НГУ) в жизни университета, в части морального поощрения сотрудников и обучающихся; организации общеуниверситетских и студенческих мероприятий, празднования 50-летия НГУ.
стр. 10
|