Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2018

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 35 (2620) 13 сентября 2007 г.

ЖИВЫЕ КАРТИНЫ ЮРИЯ ШИЛЛЕРА

13 августа режиссеру документального кино Юрию Андреевичу Шиллеру исполнилось 65 лет. В его фильмографии более шестидесяти картин. «Такое короткое лето», «Когда открывается небо», «Жилмассив», «Физкульт-Ура!», «Гармонисты», «Флейта», «Вечерний свет», «Академик Яншин», «Время кукушки», «Полет шмеля», «Русское пространство», «Падение Икара», «Карасук», «В Затоне», «Грешный человек» — малый список фильмов режиссера, есть и многие другие.

Мария Кандинская,
2 курс ФЖ НГУ

Иллюстрация

Во ВГИК Юрий Андреевич поступил сразу после армии, первый свой документальный фильм «Песни без слов» снял в 24 года. В Новосибирск будущий документалист приехал в 1976 году ненадолго — на пять лет, расчитывая впоследствии переехать в Москву «на игровое кино», а остался на всю жизнь.

До 1996 года режиссер работал на «Новосибирсктелефильме»; когда «Телефильм» перестал существовать, перешел на Западно-Сибирскую студию кинохроники, где работал художественным руководителем, а спустя несколько лет организовал студию «Исследовательский центр культуры народов Сибири».

О чем фильмы Шиллера? На первый взгляд, они о детях и стариках, о наших соседях, попутчиках — о нас. Его картины и о человеческом восприятии мира: герои меняются, мир вокруг них остается величиной постоянной.

Людей науки, по мнению режиссера, снимать очень сложно: «Удачный фильм получается, если раскрывается характер человека, а академики — очень закрытые люди». Хотя на этот счет можно и поспорить. Порой импровизация кажется режиссеру настолько важной, что он на ходу меняет сюжет, перестраивает сценарий, а невысказанное переносит в следующий фильм. Часто так и создаются документальные «триптихи», объединенные общей темой. «О творчестве как писателя, так и режиссера трудно судить, прочитав один его рассказ или посмотрев один фильм, — рассказывает Юрий Шиллер. — Нужен комплекс рассказов, чтобы понять основную идею».

Режиссер состоит в Академии Ники и Гильдии неигрового кино. Критики не раз называли Шиллера «документальным Шукшиным» — режиссер старается избегать громких сравнений, да и о наградах рассказывать не любит (хотя они и имеются), говорит:«Смотрите фильмы». В цифровой век снимает на пленку — чтобы невзначай не получилось глянцевого рекламного изображения, и считает, что сегодняшнее документальное кино «еще может погибнуть без государственной поддержки».

Фильмы Юрия Андреевича хранятся в библиотеке Конгресса США, в новосибирской ГТРК, по ним преподают во ВГИКе. Шиллер снимает о людях и для людей, ему одинаково дороги судьбы деревенского жителя, академика, кузнеца, резчика по дереву, гармониста — дорог человек-мастер, посвятивший жизнь своему делу.

В настоящий момент Юрий Шиллер снимает новый фильм «об особенностях русского национального характера».

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+430+1