Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2018

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 44 (2629) 15 ноября 2007 г.

ОБРАЗОВАНИЕ:
РЕФОРМАМ НЕ ВИДНО КОНЦА

Реформирование российского образования всё набирает обороты. Предпринимаются попытки исправить сложившийся дисбаланс, когда многие выпускаемые специалисты не востребованы практикой и, наоборот, нужные специалисты готовятся в недостаточном количестве. Заработали два федеральных университета — экспериментальные площадки вузовской реформы. Завершена интернетизация школ, и это несет не только плюсы, но и минусы. О некоторых из этих проблем — настоящий обзор.

Наталья Притвиц

Дисбаланс в подготовке кадров

В России наблюдается дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов.

Стабильно растущая сегодня российская экономика прежде всего нуждается в кадрах инженерно-технических и рабочих специальностей — так обрисовал сложившуюся ситуацию Президент РФ В. Путин, выступая 9 октября на встрече Совета законодателей. (Этот Совет объединяет спикеров региональных законодательных собраний и возглавляется председателем Совета Федерации). По данным Совета, численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 1995 годом увеличилась в нашей стране в три раза. «Перепроизводство» юристов и экономистов перешло все границы. Более 40 процентов наших студентов осваивают именно эти профессии. Так, например, за 2006 год только в Москве избыток специалистов экономического профиля с высшим образованием составлял более 45 тысяч человек. Эта тенденция сохранится вплоть до 2015 года. В прошлом году практически во всех регионах остро ощущалась нехватка специалистов с высшим образованием в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности (9,5 тысяч чел.), в области математики и физики (10,5 тысяч чел.).

Кроме видимого дисбаланса в количестве выпускаемых кадров, несоответствие обнаружилось и в их территориальном распределении. Так, например, в Республике Коми 18 вузов готовят специалистов в области экономики и юриспруденции, в этих сферах предложение значительно превышает спрос. Но республике остро нужны кадры для нефтяной и газовой отраслей, а их нет. Подготовка специалистов не соответствует потребностям региона. По этому поводу В. Путин резко заметил министру А. Фурсенко: «Зачем нам такой госзаказ, который не соответствует потребностям региона»?

Министр объяснил это тем, что заказы сейчас идут в интересах ректоров (трудно ломать сложившиеся традиции вузов, к тому же выгоднее идти навстречу сформировавшейся — пусть и не отвечающей нуждам экономики — моде на профессии).

После этого совещания стали появляться публикации о росте контактов между образовательными учреждениями, с одной стороны, и региональными властями и работодателями с другой. Но пока что речь идет в основном о «намерениях» (НГ, Ъ 10.10, РГ 30.10).

Одна из важных причин нехватки специалистов в производственной сфере, как считает председатель Совета Федерации  С. Миронов — несправедливая оценка труда и таланта. «Правда в том, что многие несостоявшиеся инженеры, экономисты, учителя предпочитают работать крупье в игорных заведениях, консультантами в дорогих бутиках, секретарями в богатых офисах, охранниками частных структур и т.п. То есть там, где в силу деформации нашей экономики заработки намного выше. Так, может, от этой печки и надо плясать? Выровняйте условия, избавьте молодежь от ощущения ущербности своего профессионального выбора, заинтересуйте ее. Дайте людям нормально зарабатывать, и они будут трудиться там, где это нужнее стране и обществу» (Т 23.09).

А пока, по результатам опроса «Левада-центра», россияне считают «самыми хлебными» следующие рабочие места: банкир — 49 %, депутат, министр — 24-26 %, правительственный чиновник, звезда эстрады и губернатор — 21 %, мэр большого города, юрист, политический деятель — 16-17 %, предприниматель — 15 %. На самых низких ступеньках (1-2 %) — ученый, фермер, офицер, рабочий (И 18.09).

Подготовка кадров
и рынок труда в Сибири

«Дикий спрос на квалифицированную рабочую силу», — так охарактеризовали ситуацию участники совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в СФО, Совета законодателей СФО и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое состоялось 5 июня в Омске.

В Алтайском крае более 80 % заявленных вакансий приходится на рабочие профессии. В Иркутской области в 2007-2008 годах наиболее востребованными будут специалисты с начальным профобразованием — механики, слесари, сварщики, строители. Но при подготовке кадров потребности рынка труда не учитываются, и учебные заведения, удовлетворяя «стихийный спрос», выпускают огромные партии потенциальных безработных. «При рассмотрении комплексных программ социально-экономического развития, — говорил полномочный представитель президента А. Квашнин, — нужно четко прорабатывать баланс производства и рабочей силы. Мы должны обратить внимание на эту проблему и в межрегиональном масштабе. Иначе мы „вымоем“ не только рабочую силу, но и населенные пункты».

Так, промышленность Иркутска уже испытывает трудности из-за переманивания рабочих высокими заработками на строительство трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». А впереди — строительство железной дороги в Республику Тыва и разработка там угольных разрезов, освоение рудных месторождений в Забайкалье (И 29.06). Между тем, в Чите самый низкий конкурс был в этом году на специальности Горного института… (И 17.08).

Потребность в кадрах машиностроительного комплекса Омской области сегодня удовлетворяется не более чем на треть. А ведь здесь создаются новые предприятия, которые производят высокотехнологичную продукцию. Нуждаются в кадрах несколько крупных некогда оборонных заводов, вошедших в мощные российские вертикально-интегрированные холдинги — аэрокосмический и двигателестроительный (РГ 25.10).

Сложившуюся ситуацию на рынке труда в Сибири необходимо кардинально менять. Об этом шла речь на недавнем совещании у полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Проблема актуальна уже давно, однако кардинальных изменений по-прежнему нет. Для возведения крупных объектов инвесторы привозят в Сибирь рабочих из других регионов, вузы продолжают штамповать юристов и экономистов, а рабочие специальности гораздо охотнее осваивают на практике трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья. Во многих субъектах СФО наблюдается несогласованность действий органов управления образования, органов по труду и занятости населения, учебных заведений и работодателей. Не проводится прогнозирование потребности в кадрах в разрезе отраслей, профессий и специальностей. Совещание выработало конкретные меры для изменения сложившегося положения. А. Квашнин закончил жестко: «Хватит рассуждать в общем — давайте работать. Задачи ясны и понятны, а наш разговор повторится через полгода — тогда и спросим. И прошу участников совещания не обижаться, если кого-то из них придется демократично попросить быть свободным» (РГ 1.11).

«Я б в чиновники пошел»

Новая отрицательная тенденция — более половины российских школьников, согласно опросам, хотят стать чиновниками или сотрудниками правоохранительных органов. Об этом сообщил на одном из совещаний тогдашний глава Минэкономразвития  Г. Греф. Неудивительно — ведь благосостояние российских госслужащих растет не по дням, а буквально по часам. При этом рост доходов всего остального населения страны сильно отстает. По данным Росстата, за первый квартал этого года наша средняя зарплата составила 12510 рублей, а средний заработок чиновников достиг уже 21305 рублей. Их в стране около 2 млн человек — больше, чем было в целом по СССР (И 20.06, ПГ 5.07).

«Комсомольская правда» (4.07) спокойно констатирует: «Старшеклассники вовсе не собираются жить на одну зарплату. Они открыто признаются, что намерены брать в чиновничьем кресле взятки и жить на них припеваючи. При этом больше всего подростки тяготеют к чиновничеству в регионах. Оно и понятно. В российской глубинке чиновник — царь и бог. А предприниматель — человек практически бесправный: либо отстегивай регулярно, кому надо, либо проверками замучают. При этом на зарплату чинуши особо не влияет экономическое положение региона. Как правило, наблюдается совсем другая картина. Чем беднее регион, тем выше оклад у чиновника. Скажем, на Камчатке, которая вечно сидит зимой без света и тепла, средняя зарплата регионального чиновника составляет больше 44,5 тысяч рублей, а на Сахалине — больше 42 тысяч».

Президент Совета Московской международной валютной ассоциации А. Черепанов (в разное время работал в Минфине и Центробанке) добавляет: «Необходимо еще иметь и способность делиться: передавать вышестоящим чинам часть полученного вознаграждения. Также важно уметь работать в команде. Ставить, где надо, свою подпись, и не мешать другим зарабатывать».

Итог статьи: по данным Московского бюро по правам человека, в 2006 году рынок деловой коррупции в России в 2,6 раза превзошел доходы федерального бюджета. После этого сложно себе представить, что чиновники откажутся от взяток, даже если поднять им зарплату в сто раз. Слишком уж прибыльное это дело — коррупция. Да и привычка — великая вещь.

Конечно, плодить лишних чиновников — дело неблагодарное и даже вредное. Но есть в этой сфере и острая проблема неизмеримо более высокого уровня.

На заседании Совета законодателей 9 октября, посвященном подготовке специалистов для народного хозяйства, Президент России Владимир Путин высказался против преобладания иностранцев в высшем менеджменте российских компаний. По мнению президента, руководящие органы компаний должны формироваться преимущественно из отечественных кадров. «В наших крупных ведущих, а сегодня уже ставших мировыми, компаниях, прежде всего сырьевой направленности, — вы знаете, что менеджмент там, этот тонкий слой высшего менеджмента, в основном укомплектован за счет иностранных специалистов.

И пока мы с вами не добьемся импортозамещения — не только в крупных компаниях, но и во всех других секторах экономики, и в административной деятельности, — до тех пор импорт нас будет захлестывать. Потому что, как в свое время говорили, люди все решают. Это та сфера, где меньше всего сделано до сих пор. Давайте обратим на это самое серьезное внимание«, — сказал В. Путин (Тр 2.10, Ъ 10.10).

Это означает, по-видимому, необходимость срочной подготовки российских менеджеров высокого класса. Пока что, по словам спикера СФ С. Миронова, в России не хватает 250 тыс. специалистов такого уровня, а из 53 соответствующих бизнес-школ только 5 имеют аккредитацию международной ассоциации МВА (Ъ 10.10).

На международном симпозиуме, организованном Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» 17 октября зам. главы администрации Президента РФ В. Сурков призвал к тому, чтобы в России готовили не госслужащих, а лидеров нации в широком смысле слова. А. Фурсенко уточнил: «Важно, чтобы появились люди, которые являются не узкими специалистами, а менеджерами самого крупного проекта — „Россия“. Мы должны запустить систему подготовки кадров для госслужбы, готовящую не исполнителей, а людей, готовых взять на себя ответственность за развитие страны. Это будет небольшая группа вузов разной направленности, включая технические вузы». Любопытная деталь: участник симпозиума, бывший посол Великобритании в России Р. Лайн считает: «Нынешняя российская элита — узкий круг людей. На встречах в Кремле я вижу много людей, с родителями которых я был знаком» (НГ 18.10).

На днях министр А. Фурсенко заявил, что считает необходимым создать в элитных вузах систему подготовки кадров для государственной службы, этот вопрос уже обсуждается с рядом ректоров, а также с представителями госструктур и бизнеса (П 26.10).

Опасности Интернета

Школы стремительно интернетизируются — из всех регионов идут об этом победные реляции. Недавно первый вице-премьер Правительства РФ С. Иванов официально заявил, что подключение всех российских школ к сети Интернет завершено (РГ 27.10).

Вместе с тем подключение к Интернету — это решение только части проблемы, считают ученые.

«Мы ставим целью повсеместно ввести компьютер и Интернет в школьное образование, — заявляет философ, академик В. Степин, — но вопрос о том, как, с какого возраста и в каком временном режиме пользования дети будут приобщены к этим современным средствам информационного воздействия, пока не решен. Психологи и у нас, и на Западе уже обозначили, что повсеместно распространяемые информационно-технологические средства не являются абсолютным благом, а таят в себе немалые риски, в том числе и зависимость от компьютерных игр».

Уже достаточно случаев, когда подростки играли в компьютерные игры по несколько суток подряд практически без сна. А когда прерывали игру и выходили на улицу, то первоначально воспринимали движение людей как фигурки из новой игры. (Не потому ли стреляют американские (а теперь — и финские) мальчишки в своих сверстников?).

Под воздействием компьютерных игр у школьников формируется особый тип мышления, который поддерживается еще и массовой культурой. Это так называемое клиповое сознание, когда мелькает калейдоскоп восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют рациональные основания. «Клиповое мышление» делает людей легко программируемыми, восприимчивыми ко всяким чудесам, тайнам и прочей мистике. Из-за этого у школьников значительно снижен сегодня уровень критического сознания и самосознания.

В США уже давно осознали эту опасность и активно ищут лекарство против болезни, характеризующейся как расстройство внимания. В результате воздействия клиповой культуры непосильной трудностью для американских школьников стало чтение любых книг, кроме написанных в «блоковом ритме», иллюстрированных комиксов и детективов (НГ 19.10).

Другая опасность Интернета — доступ школьников к эротическим сюжетам и порносайтам. Недавно Волгоградская областная прокуратура при проверке обнаружила, что практически во всех школах области компьютеры использовались далеко не в образовательных целях. Уже ясно, что школьный учитель не справится самостоятельно с этой проблемой, ее нужно решать на федеральном уровне. Да, есть контент-фильтры, но адреса порносайтов постоянно меняются. Во Франции, например, с этим столкнулись еще 7-8 лет назад. Во всех школах введен автоматический контроль за информацией, которую учащиеся могут получать из Интернета. А сегодня, по данным университета в Тулузе, запрещенных сайтов насчитывается свыше 400 тысяч (Т 11.10).

Сокращения: И — «Известия»; КП — «Комсомольская правда»; НГ — «Независимая газета»; П — «Поиск»; ПГ — «Парламентская газета»; РГ — «Российская газета»; Т — «Труд»; Тр — «Трибуна»; Ъ — «Коммерсант».

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+439+1