Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 47 (2632) 6 декабря 2007 г.

Академик Н. Добрецов:
«Нововведения потребуют серьезной проработки»

29 ноября состоялась пресс-конференция председателя Сибирского отделения РАН академика Н. Л. Добрецова. Поводом для выступления перед новосибирскими журналистами стало утверждение Устава РАН правительством страны.

В. Макарова, «НВС»

Николай Леонтьевич обратил внимание на то, что постановление правительства «О Российской академии наук» и важнейшая его часть — Устав РАН — это следствие закона «О науке и государственной научно-технической политике» и поправок к нему. Обновленным законом определено, что Устав утверждает правительство, а президента РАН — президент страны. По разным причинам принятие основного закона Академии наук было затянуто — в нарушение всех норм Устав утвердили только через 7,5 месяцев после того, как он был представлен в правительство.

Иллюстрация

Обозначая тему беседы, академик Н. Л. Добрецов остановился на некоторых особенностях этого документа. Во-первых, Академия наук здесь названа «некоммерческой научной организацией». По набору полномочий РАН теперь аналогична федеральному агентству. Кроме того, появились изменения в финансировании. С 2009 года государственные академии наук будут финансироваться через программу фундаментальных исследований и преимущественно в виде субсидий. Система эта новая, поэтому РАН совместно с Минфином и Минобрнауки должна подготовить предложения по ее созданию. Переход на финансирование через субсидии, с одной стороны, дает большую свободу действий. Организации РАН будут сняты с казначейского учета и смогут размещать средства в банках. Кроме того, Академия наук и ее подведомственные учреждения сами будут определять, на что расходовать средства, тогда как при ныне действующем механизме изменить бюджетную формулировку очень трудно — только через Минфин. С другой стороны, появилась проблема, что теперь контролировать расходы будет независимый аудит. Его заключение об использовании субсидий вместе с отчетом РАН обязана ежегодно передавать правительству. Аудиторскую организацию будет выбирать РАН, но согласовывать опять же с правительством. Такие нововведения потребуют серьезной проработки, изменений в системе управления. Но времени на это отпущено достаточно — новый порядок начнет применяться с 1 января 2009 г., и по его итогам будет выполнен первый отчет по новым правилам.

После такой преамбулы последовали вопросы журналистов.

— Можно ли считать понижением статуса превращение РАН в «федеральное агентство по фундаментальной науке», введение контроля со стороны правительства?

— Думаю, что нет. Принципиальным отличием Академии наук является выборность всех должностей — от заведующего лабораторией до президента. Так было всегда, всю почти трехсотлетнюю историю Академии наук. С другой стороны, РАН — все же государственная организация, а такой статус предполагает контроль со стороны государства. Он и раньше был, но недостаточно формализованный, сейчас он просто более четко прописан.

— В новом Уставе нет ничего о возрастном цензе. Что это означает?

— По-прежнему в силе постановление РАН, что внутренние нормы жизни Академии наук будут определяться не только уставом, но и постановлениями президиума. Соответственно, для Сибирского отделения — постановлениями Президиума СО РАН. Устав не должен регламентировать все до мелочи. Общее собрание поручает проработку множества вопросов Президиуму, который тоже выборный. В Уставе не может быть исключений, а в постановлениях они могут быть оговорены. В действующем сейчас постановлении Президиума РАН определено, что претендовать на руководящую должность на выборах возможно до исполнения 68 лет. На самом деле, было много споров, вводить в Устав или нет пункт о возрастном цензе. Главный довод был приведен юристами — это противоречит Конституции.

— Будут ли вводиться надбавки к пенсиям ученым?

— Впервые в Уставе появился пункт, что за счет внебюджетных средств Академия наук может создавать фонды для решения социальных вопросов, в том числе для доплат пенсионерам. Мы в Сибирском отделении такой фонд создадим. Конечно, потребуется два-три месяца, чтобы юридически грамотно все прописать. Общими правилами будет определено, кто, в каком порядке будет иметь право на добавки к пенсии. Многое зависит от того, как будет наполняться этот фонд. По мере роста его размеров будут увеличиваться и выплаты.

— Планирует ли Академия наук внести поправки в новый Устав?

— В поручении правительства записано: «Министерству образования и науки, Министерству экономического развития и торговли, Министерству финансов совместно с Российской академией наук в первом квартале 2008 г. подготовить и представить правительству предложения о внесении изменений в федеральный закон о науке и в иные нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности государственных академий наук». Это касается, прежде всего, механизма финансирования. Слова «субсидии» нет в законе о науке. Требуются существенные поправки и в закон о бюджете, бюджетный кодекс. Еще не решен вопрос, каким будет новый вид финансирования — «в основном» или «только» через субсидии.

— Возможно ли создание в Академии наук инновационных и образовательных организаций?

— Действительно, в Уставе указано, что РАН создает образовательные организации, но нет ясности о их видах. Требуются уточняющие поправки, в том числе и в закон об образовании. В то же время, фактически существуют два университета в составе Академии наук — в Санкт-Петербурге и в Москве.

Про инновационные организации записано более жестко: подведомственной организацией может быть только бюджетное учреждение или государственное унитарное предприятие (ГУП). Таким образом, коммерческие организации могут быть созданы только на долевой основе.

Минобрнауки настаивало на создании в Академии наук автономных некоммерческих организаций. Этот вопрос пока не решен. Возможно, их будет создавать правительство по согласованию с РАН, либо будем участвовать в создании на долевой основе. Когда появится определенность, потребуется внесение изменений в законы и в Устав.

Отмечу, что в связи с утверждением нового Устава появились и некоторые юридические тонкости. Например, раз Общее собрание названо структурой управления, значит оно должно иметь свою специальную гербовую печать. Теперь придется ее заказать, определить положения использования. Эти детали второстепенны для научного сообщества, но важны для юристов, налоговиков.

— Готов ли новый Устав Сибирского отделения?

— Уставная комиссия работает. В устав вносят поправки на основании изменений, внесенных правительством в Устав РАН. Обсуждение этого документа и его принятие состоится на Общем собрании 14 декабря.

Сейчас нужно срочно начинать переутверждение всех уставов подведомственных организаций: институтов, научных центров, ГУПов. Планируем завершить эту работу до конца января, хотя объем очень большой — в составе СО РАН более ста десяти организаций.

— Все же вернемся к образовательным организациям. Будут ли НГУ и ФМШ подведомственны Академии наук?

— Министерство образования и науки еще год назад ответило, что в принципе возможно перевести НГУ в подведомственную РАН организацию. Но в Уставе это четко не прописано. Да и пока четкого решения не принято. С предыдущим ректором мы договорились, что не будем этот вопрос ставить, пока продолжается проект по созданию инновационного университета, финансируемый Минобрнауки. Он завершится в 2008 г., тогда можно вернуться к обсуждению. Президиумы РАН и СО РАН не снимают этот вопрос, поскольку считают, что такой переход целесообразен.

— Каких арендаторов коснутся изменения в арендной политике?

— Условия безвозмездного пользования площадями остались только за организациями самой РАН. Если один академический институт занимает площади в здании, находящемся на балансе другого института, то платить аренду он не должен. Мы пытаемся распространить эти условия на НГУ и Сибирский федеральный университет. Агентство по имуществу РАН уже оспаривает это решение, заявляя, что по правилам все сторонние организации должны проходить через конкурсные процедуры и платить арендную плату.

Будут пересмотрены договора на аренду по экономической оценке, т.е. не может быть произвольно завышена или занижена сумма арендной платы. Пока детали этой работы не ясны, в течение следующего года они будут регламентироваться дополнительными постановлениями.

— Определен ли как-то механизм охраны интеллектуальной собственности? Сейчас это особенно актуально в связи с предстоящим строительством технопарка.

— Интеллектуальная собственность, к сожалению, пока прописана недостаточно. Думаю, что это одно из направлений по совершенствованию Устава и внесению поправок в другие законы.

Во многих случаях права определяются теми локальными договорами, которые может заключать институт при создании того или иного совместного коммерческого предприятия на долевой основе. Там могут быть отрегулированы индивидуальные права создателей интеллектуальной собственности. Хотя, конечно, иметь определенные общие правила было бы лучше.

Дан старт долгожданному строительству технопарка — начинается возведение первой очереди производственного комплекса на ул. Инженерной. На самом деле, два объекта технопарка уже действуют — это Выставочный центр и фармацевтическая фабрика на базе Опытного завода. Пример фармфабрики как раз показывает, как можно регулировать интеллектуальные права институтов и согласовывать их с частными инвесторами. Фармфабрика — один из наиболее перспективных объектов, там уже в этом году ожидается объем продаж 20 млн долларов. Планируется нарастить его в течение трех лет до 300 млн долларов.

Как вы знаете, в январе 2005 г. мы докладывали В. В. Путину о готовности создать технопарк и выпускать высокотехнологичную продукцию на 1 млрд долларов в год. Но, к сожалению, идет торможение по всем линиям. То, что начинается сегодня, должно было начаться ровно год назад. Не только у нас, но и по всей России технико-внедренческие зоны и технопарки существуют, пока только на бумаге. Мы подготовили письмо Президенту с обращением дать специальное поручение Правительству рассмотреть этот вопрос и ускорить его реализацию, взяв под особый контроль те точки роста, которые могут дать результаты — в первую очередь, новосибирский Академгородок и ТВЗ в Томске.

Что касается отношения самого Академгородка к технопарку, есть некоторые статистические данные. Компания «МедиаСофт» со 2 по 13 ноября провела опрос жителей Советского района на тему «Проблемы и проекты развития Академгородка». Было опрошено 456 человек разного возраста, из разных микрорайонов. Общие итоги таковы. Отношение к планам развития: «положительное и скорее положительное» — две трети опрошенных. «Отрицательное и скорее отрицательное» — 4 %. Остальные дали ответ — к разным проектам по-разному. Среди «разных» рассмотрены три проекта — сам технопарк, жилые дома, развитие НГУ. Последняя группа респондентов свои голоса распределила так: по НГУ положительно — 95 %, отрицательно — 5 %; строительство жилых домов по проспекту Коптюга: положительно — 86 %, отрицательно — 14 %; строительство технопарка: положительно — 86 %, отрицательно — 14 %.

Ставился вопрос об оптимальном зональном размещении технопарка. Более 80 % опрошенных высказались за то, чтобы строить частично в Академгородке, частично за его пределами. За то, чтобы размещать все объекты полностью за пределами Городка, были только 17 % респондентов.

Если вы знаете Академгородок, то понимаете, что технопарк — это не новое, это продолжение того, чем Сибирское отделение занималось 50 лет. Технопарк в Академгородке был всегда, просто не носил это название. Если в Академии наук прикладные разработки составляли около 10 %, то в Сибирском отделении с самого начала они занимали более четверти. И финансирование Отделения всегда наполовину поступало за счет заказов. Таким образом, технопарк — это продолжение той же деятельности, только формы другие. Замечательно, что под него дают деньги, и благодаря этому станет возможным решить главную проблему Городка — построить дополнительную инфраструктуру. Но, к сожалению, правильные решения тормозятся и не реализуются. Торможение процессов чиновниками идет по всем направлениям. Важно срочно менять ситуацию. Возможно, прямое обращение к президенту страны ускорит все согласования.

Фото В. Новикова

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+442+1