Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 7-8 (2642-2643) 21 февраля 2008 г.

ФОТОЛЕТОПИСЬ ИРКУТСКОЙ НАУКИ

Художественные выставки в институтах и библиотеках Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук — дело привычное. Но экспозиция, развернутая в здании Президиума ИНЦ — особая: она была официально объявлена как первое мероприятие, приуроченное к Дню российской науки, 8 февраля. Автор-экскурсовод — Владимир КОРОТКОРУЧКО, собственный корреспондент еженедельника «Наука в Сибири» и журнала «Наука из первых рук», уже больше тридцати лет работающий рядом с иркутскими учеными.

Александр Кошелев, г. Иркутск

На чуть ли не сотне разноплановых, разножанровых, разноразмерных снимков — фотолетопись рабочих будней и свершений биологов, геологов, географов, космофизиков, химиков: эксперименты в лабораториях, экспедиционные исследования, научные конференции и заседания. Многие из присутствовавших на открытии выставки представители трех поколений иркутских ученых увидели своих коллег и себя на групповых и индивидуальных портретах. Персонажи снимков, сделанных давным-давно, фотографировались на их фоне — почетно и исторично. «Как молоды мы были…».

Иллюстрация Слева направо: А. Кошелев и В.Короткоручко автор текста и автор фотовыставки. Фото  В. Вологодского

Есть на выставке и «портреты» природы — естественно, прежде всего Байкал в широком разнообразии его проявления. Все это в особом, индивидуальном видении и мироощущении автора, запечатленное через объективы доброго десятка его камер, сначала немудрящих пленочных, потом все более высококлассных цифровых. Но, как сказал Владимир Афанасьевич, самый его любимый жанр, который автор считает главным для фотоискусства, как и для живописи — это репортажный портрет: создание образов людей с выявлением их сути и введением в сферу их профессии, деятельности, их свершений, их жизни на фоне эпохи. Байкал, горы, леса, реки — они хоть и меняются, но в сути своей остаются, а вот люди — увы, уходят.

Иллюстрация Тектоника ледовых плит.

На открытии экспозиции выступали председатель Президиума ИНЦ академик Михаил Кузьмин, сотрудники разных институтов. Ученый секретарь Института земной коры Раиса Дорофеева подчеркнула, что представленное на выставке — избранные автором произведения, это лишь верхушка огромного фотоайсберга. За тридцать лет работы в Академгородке он иллюстрировал десятки представительских выставок разного уровня — от Сибэкспоцентра до множества стран (автор этого материала видел фотографии Короткоручко, в частности, в Вене еще в середине 1980-х на большой выставке «Наука Сибири»), абсолютно все буклеты и книги, посвященные Сибирскому отделению РАН и его иркутским институтам. Без снимков Владимира Афанасьевича просто невозможно представить выпускаемую в Новосибирске уникальную биографическую серию «Наука Сибири в лицах» (в этой серии уже десять выпусков об иркутских ученых, членах РАН) и юбилейные «коллективные биографии» институтов ИНЦ, которые один за другим входят во второе пятидесятилетие.

Иллюстрация Академик  Г. И. Галазий.

Работы  В. А. Короткоручко неоднократно демонстрировались на коллективных, «цеховых» выставках иркутских фотографов, а совсем недавно — среди работ лучших российских фотодокументалистов на грандиозной выставке в честь 50-летия РАН, но вот столь масштабная персональная экспозиция — она для него первая. Явный знак признания «своим среди своих» — это присутствие на открытии выставки чуть ли не всех мэтров иркутской фотографии, десятки лет работающих в разных СМИ, у которых учился Владимир Афанасьевич, выходя на профессиональную фотодорогу в 1974 году: Виталий Белоколодов, Олег Костюнин, Валерий Орсоев, Владислав Вологодский, Николай Ляшенко, оператор-ветеран Иркутской кинохроники Евгений Корзун (на выставке вспомнили, как он представил свои первые работы на открытии в 1966 году клуба «Минимакс» в только что введенном корпусе Сибирского энергетического института).

Иллюстрация Апрель 1978 г. Директор СибИЗМИР СО АН, основатель школы Сибирской астрофизики, чл.-корр. АН СССР И. Е. Степанов.

Когда научные гости разошлись, фото-аксакалы собрались в гостиной трехкомнатного помещения обустроенной хозяином лаборатории на профессиональный разговор: история дела, которому они служат, воспоминания о коллегах, которые ушли в мир иной, случаи из их практики.

Иллюстрация Художник, скульптор и геолог д.г.-м.н. Г. Ф. Уфимцев.

Гости были восхищены, когда хозяин демонстрировал свою компьютеризованную фотокухню, ее технологические возможности — он показал, что развитие технического прогресса нисколько не мешает искусству, а, наоборот! — дает новые возможности для реализации творческих замыслов, фантазии и индивидуальности, облегчая завершающую стадию воплощения, материализации этих замыслов.

Ведя профессиональную дискуссию, иркутские мастера фотографии сошлись во мнении, что Короткоручко смог через объектив увидеть свой Байкал. Волны, горы, лед, небо с берега, с воды и с воздуха фотографировали миллионы гостей Байкала и такие мастера-знатоки как Михаил Минеев, Эдгар Брюханенко, Алексей Фрейдберг, Олег Гусев, Борис Дмитриев, Петр Малиновский… Казалось бы, что и как там еще можно запечатлеть новенького? Оказывается, можно: сюжетов и ракурсов у великого сибирского озера не меньше, чем чистой воды.

Иллюстрация
Тункинская долина, речка Кынгарга.

На выставке высказана и одобрена идея подготовки и выпуска большого персонального фотоальбома с работами Владимира Короткоручко в разных жанрах.

Обычно академгородковцы ездят в центр Иркутска для посещения разных выставок, а сейчас жителям правобережья явно целесообразно сделать ответный визит для знакомства с экспозицией (она работает до марта) — там и вехи истории науки, и образцы подлинного искусства.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+451+1