Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 37-38 (2672-2673) 25 сентября 2008 г.

НОВАЯ МОДЕЛЬ
ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

27 декабря 2007 г. на предновогоднем заседании Президиума СО РАН при повторном рассмотрении проекта «Паевые Инновационные Фонды СМ.Холдинг — СО РАН» было принято решение одобрить концепцию проекта и утвердить согласованный состав Экспертного совета и Положение об оном.

Но что такого особенного в предложенном СМ.Холдингом проекте? Почему его вообще пришлось рассматривать на Президиуме — ведь работают другие фонды и бизнес-организации с институтами СО РАН и без одобрения Президиума? Неужели инициативы СМ.Холдинга так сильно отличаются от других предложений бизнес-сообщества, финансирующего венчурную деятельность? И в чем, тогда, их суть?

Для ответа на эти вопросы и получения адекватного представления о проекте необходимо немного отвлечься от него самого и проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке венчурного финансирования в целом. И здесь основным фактором является то, что необходимость инновационного развития страны не вызывает сомнений ни у кого. Очевидна и общепризнанна также необходимость партнерства государства и частного капитала для успешного продвижения по инновационному пути. При этом государство не только готово создавать необходимые условия, но уже выделяет солидные финансовые средства на венчурные нужды. С другой стороны, бизнес проявляет готовность не только вкладывать в эту деятельность свои средства, но и должен обеспечивать ее менеджментом, маркетингом и продвижением. Дело за малым: увязать все это в единую систему вокруг институтов РАН, являющихся основными (а в условиях отсутствия прикладной науки — практически единственным) источниками научно-технических разработок и, соответственно, ключевыми игроками в процессе инновационной деятельности.

Для справки: SM.group — инвестиционная группа, реализующая проекты в различных сферах бизнеса. Историю своего становления группа компаний SM.group отсчитывает с 2000 года, когда на базе активов машиностроительных предприятий была учреждена компания ОАО «Сибмашхолдинг». В 2004 году было принято решение о выходе из машиностроительного бизнеса и созданию новой инвестиционной группы SM.group путем слияния двух юридических лиц — «Сибмашхолдинг» и «Сибмашинвест» — в единую компанию СМ.Холдинг.

В 2006 году SM.group завершила реорганизацию деятельности и свое формирование в качестве инвестиционной группы компаний с центральной компанией СМ.Холдинг. В этом же году общая капитализация SM.group по сравнению с концом 2005 года выросла на 240 %.

Дополнительную информацию о компании СМ.Холдинг и группе компаний SM.group можно найти на сайте www.smh.ru

Классический венчурный бизнес

Венчурный бизнес — это предпринимательская деятельность, заключающаяся в инвестициях в быстрорастущие (часто молодые и малые) компании, характеризующаяся высокой степенью риска, но и обещающая в случае удачи чрезвычайно высокие прибыли. Именно таковыми являются абсолютное большинство существующих и создаваемых венчурных фондов: их бизнес — вложение средств в небольшие успешные компании с целью преумножения вложенных средств. Если в качестве объекта инвестирования выбираются высокотехнологичные компании, основой деятельности которых является коммерциализация научных разработок — это венчурный бизнес в инновационной сфере.

Цель венчурного бизнеса — «подрастить» инвестируемое предприятие за счет вливания денег и продать (все или основную часть) следующему инвестору, который на следующем витке развития вложит больше, дождется очередных результатов и снова продаст (все или основную часть). Таким образом, предприятие, постоянно меняя хозяина, переходит из рук в руки, постоянно повышая свою стоимость и принося прибыль всем инвесторам. Конечной (и планируемой!) точкой развития такой компании является выход на IPO (публичное размещение акций на бирже). Сразу отметим, что такой «американский» тип венчурного бизнеса характерен для США, хорошо развит в Израиле и Англии, в последние годы начал развиваться на Востоке и не характерен для континентальной Европы.

Необходимо подчеркнуть и никогда не упускать из вида то, что венчурный инвестор нисколько не интересуется предметной сущностью инновации и, как правило, абсолютно в ней не разбирается. Вкладывая средства в существующую компанию, имеющую ненулевой объем продаж целевого продукта, инвестор a priori уверен, что разработанный продукт (товар или услуга) производится и продается. В основном его интересуют емкость потенциального рынка, величина доли, которую на этом рынке можно занять, и предполагаемые финансовые показатели предприятия.

Повторим: классический венчурный бизнес является чисто финансовым видом деятельности и не предполагает компетенций в области высоких, новых или любых других технологий. Если разработчик и расскажет инвестору о тонкостях и изяществе своих разработок — инвестор может этого просто не понять (и, скорее всего, так и будет). Бессмысленно венчурному инвестору говорить: мы МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ЭТО (синтезировать гормон или фермент, вырастить кристалл или культуру клеток, повысить точность или чувствительность и т.д. и т.п.). Ему можно сказать только одно: мы МОЖЕМ ПРИНЕСТИ ВАМ ПРИБЫЛЬ (сегодня при существующем объеме продаж у нас прибыль Х, а если мы будем производить в 100 раз больше, то: во-первых, нужное количество станков, сырья, материалов и кадров доступно; во-вторых, объем рынка позволяет пристроить это количество; в-третьих, мы сможем произвести, доставить, продать, обучить, обслужить и пр., и, в конце концов, прибыль у нас будет ХХХ).

В уставных документах (Правилах доверительного управления) большинства венчурных фондов, создаваемых Российской Венчурной Компанией, зафиксировано это требование, соответственно, им нет необходимости оценивать техническую суть новации и проводить предметную экспертизу.

На «довенчурной» стадии развития инноваций крупные игроки не работают по двум причинам: в связи с чрезмерной рискованностью таких вложений; в связи с нежеланием разбираться в предметной сущности еще не вышедшей на рынок инновации (они, как указывалось, ориентируются на рынок: если продукт уже покупают, на рынке можно пристроить больше и это больше можно произвести — дальше имеют значение только финансовые показатели).

В «довенчурной» («посевной», startup) зоне проявляют активность «бизнес-ангелы», но это всегда подразумевает индивидуальные особенности отношений с авторами-разработчиками , персональные и очень личностные контакты с непрогнозируемым результатом и т.д.

Отечественные особенности венчурного бизнеса

У отечественного венчурного бизнеса одна особенность: нет объектов для инвестирования. Это обусловлено тем, что венчурный бизнесмен готов инвестировать только в успешные предприятия с еще более успешным будущим. Однако российский физик, химик или биолог, как правило, плохо ориентируется в экономических категориях и всеми силами пытается не иметь дела ни с бухгалтерскими, ни с юридическими, ни с налоговыми, ни санитарно-эпидемиологическими, ни с пожарными, ни с какими-либо другими подобными службами. Последнее приводит к тому, что количество самозарождающихся инновационных предприятий чрезвычайно мало — гораздо меньше, чем можно было ожидать на основе аналогий с американской действительностью.

Более того, в случае редчайших счастливых исключений из правила владельцы предприятий прикипают к своему детищу всей душой и не хотят с ними расставаться (кстати, отечественный менталитет в этом вопросе ближе к европейскому, чем и отличается от американского, создавая основу для отличия от «американского» типа венчура).

Разработчиков и венчурных инвесторов разделяет «долина смерти» — часть пути, отделяющая научно-технологические возможности разработчика от малого, но успешного предприятия, которое может быть интересно для венчурных вложений. В результате всего этого и складывается та печальная картина, которую мы наблюдаем последние годы: с одной стороны, есть венчурные деньги (государственные и частные), которые требуют вложения, с другой — есть многообещающие разработки (но!), которые никто не собирается даже рассматривать. В сложившихся обстоятельствах с высокой достоверностью можно прогнозировать обострение этой ситуации.

Проект
«ПИФ СМ.Холдинг — СО РАН»

Понимая и учитывая сложившуюся картину, представителями СМ.Холдинга была предложена модель, соответствующая текущим реалиям. Эта модель, являясь по сути «довенчурной» (в которой, как уже указывалось, никакие другие крупные структуры не работают), принципиально отличается от известных на рынке вариантов венчурного бизнеса существенно более высокой рискованностью, что обуславливает целый шлейф особенностей этой модели.

Для справки: функция Закрытых Паевых Инвестиционных Фондов (ЗПИФ) — аккумулирование средств многих пайщиков и использование этих средств для решения задач, финансовые потребности которых могут значительно превышать возможности отдельного пайщика. Законодательство РФ подробно регламентирует деятельность ЗПИФов. Подчеркивая инновационную направленность своей деятельности, разработчики предложили называть проект «Паевые Инновационные Фонды СМ.Холдинг — СО РАН». Основная задача этого проекта — реализация инновационного потенциала, накопленного научными организациями СО РАН за многие десятилетия работы талантливых российских ученых и конструкторов. В рамках проекта создан механизм для продвижения научных разработок, находящихся на ранних этапах развития, и, вследствие этого, не представляющих интереса для традиционных венчурных инвесторов.

Разрабатывая бизнес-модель этого проекта, специалисты СМ.Холдинга оценили степень риска этого бизнеса и постарались создать такую схему, которая позволяет компенсировать эти риски за счет других механизмов. При разработке модели особое внимание уделялось созданию баланса интересов всех задействованных сторон (разработчиков, институтов, где они работают, и инвесторов) таким образом, что конечные цели могут быть достигнуты ими только совместно. Детали такой бизнес-модели являются, конечно, коммерческой тайной проекта, но подробно рассматривались и анализировались представителями СО РАН.

Резюме проекта «Паевые Инновационные Фонды СМ.Холдинг — СО РАН» таково: предполагается тесная связь и многочисленные контакты не только с авторами-разработчиками, но и институтами, в которых они работают; разделения активности и ответственности разработчиков, менеджмента и экспертов, не предполагается отвлечение разработчиков от их основной деятельности; авторы-разработчики и институты финансовых рисков не несут, более того, в случае неудачи проекта авторам-разработчикам возвращаются все исключительные права (патенты) на разработанные ими объекты.

Вместе с тем есть и некоторые ограничения, т.к. проект не предусматривает возможности: работать с объектами, являющимися предметом государственной тайны; работать с результатами, полученными непосредственно в ходе выполнения плановых работ институтов.

Значительные затруднения для проекта создает и наличие старых патентов.

Экспертный Совет проекта
«ПИФ СМ.Холдинг — СО РАН»

После подробного рассмотрения проекта 12 октября 2007 г. на организационном заседании Экспертного совета (тогда еще собранного в инициативном порядке и неутвержденного) было принято решение рекомендовать разработанную концепцию для обсуждения Президиумом СО РАН. При первом рассмотрении на Президиуме возникла дискуссия по ряду вопросов, и потребовалось уточнение схемы взаимодействия бизнеса и СО РАН в рамках проекта. Ключевых положений три: при успешной реализации идей и разработок, пришедших из СО РАН, соответствующие доходы распределяются между институтом СО РАН и разработчиками; сотрудники СО РАН участвуют в проекте с разрешения администрации института; к участию в проекте принимаются только несекретные и неплановые разработки. Только после определения этих ключевых положений проекта Президиум СО РАН принял решение об участии в совместном проекте «Паевые Инновационные Фонды СМ.Холдинг — СО РАН».

Согласованный состав Экспертного совета выглядит следующим образом:

— академик Кулипанов Геннадий Николаевич (СО РАН) — председатель;
— д.т.н. Потатуркин Олег Иосифович (СО РАН) — заместитель председателя;
— к.б.н. Кешелава Варлам Борисович (СМ.Холдинг) — секретарь.

Члены Экспертного совета:

Алексеев Владимир Николаевич (СМ.Холдинг);
Чл.-корр РАН Бухтияров Валерий Иванович (СО РАН);
д.т.н. Грузнов Владимир Матвеевич (СО РАН);
Коропачинский Юрий Игоревич (СМ.Холдинг);
академик Кузнецов Федор Андреевич (СО РАН);
д.ф.-м.н. Курышев Георгий Леонидович (СО РАН);
чл.-корр.РАН Ляхов Николай Захарович (СО РАН);
д.ф.-м.н. Мальцев Валерий Павлович (СО РАН);
чл.-корр. РАН Опарин Виктор Николаевич (СО РАН);
д.ф.-м.н. Псахье Сергей Григорьевич (СО РАН);
к.б.н. Рихтер Владимир Александрович (СО РАН);
чл.-корр. РАН Шайдуров Владимир Викторович (СО РАН);
академик Шумный Владимир Константинович (СО РАН).

Основная задача Экспертного совета — предметная экспертиза предложений заявителей и отбор перспективных предложений, но важнейшая его функция — обеспечение и контроль взаимодействия бизнеса и науки.

Некоторые подробности планируемой деятельности

Экспертный совет и бизнес-аналитики обеспечивают многоэтапную экспертизу поступающих предложений и формирование бизнес-проектов. Для обеспечения конфиденциальности деятельности предусмотрено подписание соответствующих соглашений всеми задействованными сторонами. Под каждый проект предусмотрено создание отдельного ЗАО с распределением долей между разработчиками, инвесторами и выделением доли для институтов.

Деятельность по коммерциализации проектов разделяется на два этапа. На первом этапе в рамках ЗАО производится оформление прав на интеллектуальную собственность, формирование бизнес-схемы реализации проекта, формирование документации по проекту (включая бизнес-план), создание рекламных материалов и пр. На втором этапе успешные ЗАО интегрируются в несколько отраслевых фондов, создаваемых в соответствии с предполагаемой областью внедрения. Основными задачами фондов являются маркетинг (идентификация потенциальных покупателей, поиск контактов и пр.), реклама (выставки, презентации, международные экономические форумы и т.д.) и привлечение промежуточных и конечных инвесторов (как институциональных, так и стратегических).

И в заключение

После того, как были получены все административные разрешения, команда проекта открыта для прямого контакта с авторами-разработчиками. Для оперативного контакта, а также ведения всех работ по формированию и продвижению разработок в рамках проекта «ПИФ СМ.Холдинг — СО РАН» создано ООО «Эдисон-Инновации», имеющее представительство в Центре трансфера технологий в Академгородке. Там же можно ознакомиться с документами проекта, получить консультации и стандартные формы.

Контакты: Новосибирск: (8-383) 291-96-33; Академгородок. ЦТТ; Ким Игорь Спартакович, Позднякова Светлана Валентиновна. Дополнительную информацию можно также получить на сайте ООО «Эдисон-Инновации» www.taedison.ru (Эдисона звали Томас Алва).

стр. 14

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+473+1