Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 3 (2688) 22 января 2009 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
НА БАЙКАЛЕ

19 декабря в Байкальском музее ИНЦ СО РАН состоялось открытие Экологического образовательного центра. В торжественном мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств, вузов области, Президиума ИНЦ СОРАН, ОАО «Иркутскгазпром».

Галина Киселева, г. Иркутск

В этот день состоялось не только знакомство с прекрасно оборудованными аудиториями центра, новыми экспозициями музея, но и прошли первые лекции, презентация образовательных программ ЭОЦ, а также олимпиада студентов и школьников Иркутской области, которая получила название «Экоэрудит».

Центр создан в основном за счет средств Фонда имени В. И. Вернадского, учредитель которого — ОАО «Газпром». Он стал первым проектом в Иркутской области, получившим грант этого фонда.

«Идея создать такой центр возникла лет 15 назад, — рассказал журналистам директор БМ ИНЦ СО РАН, к.г.н. В. А. Фиалков. — Тогда формировалась областная программа «Байкал», в которую был включен и наш проект. Она развития не получила. Но все годы мы пытались что-то в этом направлении делать. Работала экологическая школа, хотя было очень сложно находить деньги. Мы не могли осилить всех затрат. Ведь детей нужно привезти, где-то накормить, где-то разместить на дни занятий. А еще — заплатить за лекции, за работы на воде, на катере. И тем не менее, хоть два раза в году, но собирали детей на экологическую школу в Листвянке.

Иллюстрация
Экологический образовательный центр Байкальского музея ИНЦ СО РАН открывает директор музея, к.г.н. В. А. Фиалков.

Наши ученики всегда относились к занятиям с большим интересом, ведь они получали самую современную и, главное, самую достоверную, правдивую информацию. Все мы знаем, какие фантастические спекуляции ведутся сегодня в СМИ на различных проблемах, например, глобального потепления климата. А в Академии наук работают серьезные, известные на весь мир ученые, которые подвергают сомнению подобную информацию и развенчивают многие мифы о катастрофическом изменении климата, скорой гибели Байкала и т.д. Так что мы можем объективно и образно, на основании самых достоверных фактов рассказывать нашим слушателям о том, сколько миллионов лет существует Байкал и каким он стал сегодня. При этом важно, на мой взгляд, не просто пропагандировать самые современные знания о нем, но и рассматривать историю озера глубже, с точки зрения развития Земли в целом. Интересно ведь узнать, например, что по современным представлениям ученых сибирская платформа, на которой мы находимся, «путешествует» по планете и когда-то, в очень древние времена, находилась даже южнее экватора.

Как раз в связи с созданием Экологического образовательного центра мы и задумали обновить экспозиции музея, рассматривая их как часть учебного процесса. Несколько разделов сейчас реконструируются, создается новая экспозиция, которая расскажет о развитии жизни в процессе абиотических изменений на Земле. По существу, Байкальский музей постепенно превращается в музей естественной научной истории.

Считаем, что важно знакомить наших учеников, посетителей с пониманием того, как появилась планета, что происходило с ней во времени. Сегодняшние сведения говорят, что континенты сходятся и расходятся. Сколько же раз это происходило? А когда появилась жизнь? Какие условия сопутствовали этому? Мы хотим передавать самые современные представления о мире. И именно на примере Байкала, поскольку он находится в центре огромного континента, и все сведения, связанные с ним, показательны.

Когда решили создавать образовательный центр, сразу поставили цель — занятия должны быть организованы на высоком техническом и информационном уровне. Нельзя учить детей на устаревшем оборудовании. Медленно, но меняется обеспечение школ, в университетах появляются новые приборы для экспериментов. В нашем центре все устроено по последнему слову техники, уникальное оборудование: компьютеры, к которым подключены микроскопы со встроенными цифровыми фотокамерами. Это позволит сделать процесс обучения интерактивным, т.е. не просто обеспечить «видеорядом» лекции по экологии, биологии, геологии, но и вовлечь учащихся в урок, как в игру. Подобные методы обучения практикуются сейчас во всем мире.

Большая часть работы по созданию центра сделана. Причем люди, выполнявшие ее, трудились на совесть без особых вознаграждений, поскольку почти все выделенные Фондом имени В. И. Вернадского средства ушли на закупку оборудования. Для дальнейшего развития центра необходимо еще многое сделать. Есть программа, есть кадры, но предстоит еще решить много организационных вопросов. Пока рассчитываем обучать в центре две тысячи учеников в год. Но мечтаем, чтобы каждый ребенок, живущий в Прибайкалье, прошел через нашу школу и чтобы со временем она стала межрегиональной и международной. И здесь рассчитываем на всемерную поддержку со стороны региона, федерации, Министерства образования, Академии наук».

«Открытие центра — это ответ тем вызовам времени, которые существуют, — подчеркнул в своем выступлении на открытии центра заместитель председателя Президиума ИНЦ СО РАН чл.-корр. РАН И. В. Бычков. — Мы прекрасно знаем, что без новых форм образования, без новых подходов к нему исправить сегодняшнее положение вещей не удастся.

Успех любого дела обеспечивают заинтересованные люди. Здесь они есть. Имеется богатейшая база для экологического обучения, где наши дети не только смогут понять, что происходит с миром, природой, но и как сохранить то, что ею подарено.

Основная цель РАН — получение фундаментальных знаний, но все мы участвуем в образовательном процессе и прекрасно понимаем, что цепочка «школа-вуз-наука», заложенная отцами-основателями сибирской науки, должна существовать всегда. И если Новосибирск может гордиться своей ФМШ, то на Байкале пусть развивается наша экологическая школа».

Фото В. Короткоручко.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+486+1