Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 40 (2725) 8 октября 2009 г.

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ

В рамках Международного молодежного инновационного форума «Интерра-2009» в ГПНТБ СО РАН был проведен круглый стол на тему «Правовая охрана результатов научно-технической деятельности».

Ю. Лобурец, к.ф.-м.н., консультант Управления
организации научных исследований СО РАН

Д. Цукерблат, к.п.н., зам. директора ГПНТБ СО РАН

С докладами выступили представители Роспатента — ректор Российского государственного института интеллектуальной собственности д.ю.н. И. А. Близнец и начальник управления по контрактам в сфере правовой охраны и использования результатов РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета Роспатента А. И. Королев, а также новосибирский специалист — патентный поверенный РФ Е. Л. Шехтман.

Проф. И. А. Близнец представил глубокий анализ изменений, внесенных в российское законодательство об авторском праве в связи со вступлением в силу с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». К числу важнейших нововведений докладчик отнес возможность заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих автору исключительных прав (статьи 1234 и 1285 ГК РФ); введение лицензионных договоров (статьи 1235 и 1286 ГК РФ), которые приходят на смену ставшим уже привычными авторским договорами о предоставлении прав на исключительной или неисключительной основе; установление нормы о том, что, если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (статьи 1234 и 1235 ГК РФ).

Эти и многие другие законодательные новшества расширили возможности авторов для реализации своих прав. Однако кардинальных изменений по сравнению с действовавшим ранее законодательством, по мнению Ивана Анатольевича, не произошло. В основном в четвертой части ГК РФ были закреплены и развиты прежние нормы. Это касается также некоторой упорядоченности правового регулирования коллективного управления авторскими правами, ряда уточнений порядка охраны баз данных и таких сложных произведений, как фильмы.

Вместе с тем докладчик отметил, что некоторые положения нового акта допускают неоднозначное толкование и не содержат указаний на то, каким образом они должны выполняться. В частности, как и ранее, не установлен порядок исчисления вознаграждения, на которое работник вправе претендовать при использовании его служебного произведения. В связи с этим проф. И. А. Близнец считает целесообразным продолжение работы над дальнейшим совершенствованием ряда кодифицированных положений с тем, чтобы нормы ГК РФ приносили еще больше пользы как авторам, правообладателям, так и пользователям.

А. И. Королев в своем выступлении рассказал о деятельности Роспатента в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Основное направление этой деятельности — экспертиза заявок на изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности (ИС), регистрация прав на объекты ИС, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере ИС и публикация сведений о зарегистрированных объектах ИС, выдача охранных документов заявителям и рассмотрение споров, связанных с защитой интеллектуальных прав. Кроме того, Роспатент осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных Российской Федерации, занимается совершенствованием методик экспертизы изобретений и других объектов ИС, представляет интересы Российской Федерации во Всемирной организации интеллектуальной собственности — специализированном учреждении ООН.

Постановлением Правительства РФ № 696 от 18 ноября 2006 года на Роспатент возложены также обязанности по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. В связи с этим Роспатент проводит проверки организаций, распоряжающихся правами Российской Федерации на РИД, организаций-исполнителей государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР) для федеральных государственных нужд, академий наук, имеющих государственный статус, и федеральных государственных учреждений, выполняющих НИОКР для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Начиная с 2007 года Роспатентом были проведены проверки более чем в 80 организациях-исполнителях государственных контрактов. Проанализировано около 900 государственных контрактов общей стоимостью более 17 млрд. руб.

В результате проверок установлено, что не всегда выполняются условия контрактов по обеспечению всех полученных РИД правовой охраной, распределению и закреплению прав на полученные РИД в соответствии с условиями государственных контрактов, проведению патентных исследований по определению технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты передаваемых заказчику результатов НИОКР, незамедлительному уведомлению заказчика о создании охраноспособных РИД и др.

Достаточно много нарушений условий государственных контрактов связано с договорами, заключенными головным исполнителем с соисполнителями госконтракта. Имеют место случаи, когда исполнитель в нарушение условий государственного контракта передает соисполнителю все права на полученные результаты. Встречаются случаи, когда правообладателями РИД, полученными за счет средств федерального бюджета, являются третьи лица в нарушение условий государственного контракта. Отмеченные нарушения условий государственных контрактов приводят к тому, что государство не получает должной отдачи от бюджетных вложений в научные исследования и разработки по государственным контрактам.

Анатолий Иванович подчеркнул, что наибольшее количество нарушений допускают организации-исполнители государственных контрактов, в которых отсутствуют патентные службы или им уделяется недостаточное внимание со стороны руководства организаций. В тех же организациях, где удалось сохранить патентные подразделения и квалифицированные кадры, РИД, в том числе полученные за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются правовой охраной, заключаются договоры с авторами о выплате вознаграждений, а также предпринимаются меры по коммерциализации полученных результатов.

Докладчик отметил, что одной из проблем в рассматриваемой сфере по-прежнему остается крайне низкий уровень правосознания, когда правоприменители недостаточно знают нормы права и слабо представляют возможности их реализации, что часто приводит к нарушению распределения и закрепления прав на РИД, полученные с привлечением средств федерального бюджета. В связи с этим он считает необходимым введение обязательной учебной дисциплины «Интеллектуальная собственность» в рамках единого образовательного стандарта во всех высших учебных заведениях России (независимо от получаемой специальности) и для действующих юристов (при их переподготовке и повышении квалификации).

Анализируя состояние инновационной деятельности, А. И. Королев привел следующие сведения: в 2008 году на рынке ИС было предложено более 206,6 тысяч действующих патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, в то же время в этот период было вовлечено в гражданский оборот всего только около 6 тысяч объектов ИС, что составляет менее 3 %. Причинами столь низкой степени коммерциализации РИД он считает невысокий спрос производственного сектора экономики на отечественные инновации, который предпочитает закупки импортного оборудования и технологий, отсутствие должного контроля со стороны государственных заказчиков за исполнением условий государственных контрактов на выполнение НИОКР для федеральных государственных нужд, а также непринятие необходимых мер по вовлечению в гражданский оборот РИД, полученных за счет средств федерального бюджета, отсутствие заинтересованности авторов-разработчиков государственных контрактов в обеспечении полученных РИД правовой охраной и дальнейшего вовлечения их в гражданский оборот.

В целях устранения отмеченных недостатков докладчик считает необходимым, чтобы наряду со стимулирующими инновационную деятельность нормами, повышающими интерес к ней со стороны частных инвесторов посредством налоговых льгот и преференций, законодательство активнее использовало меры «принуждения», главным рычагом которых в условиях рынка должны выступать техническое регулирование и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики.

До недавнего времени одной из причин низкой инновационной активности в нашей стране являлось то, что бюджетные организации (государственные образовательные учреждения, академические институты, ФГУ) наряду с возможностью закреплять исключительные права на РИД за собой, не вправе были легитимно получать доходы от распоряжения этими правами. Отсутствие законодательных норм, предоставляющих этим организациям возможность самостоятельного распоряжения доходами от использования исключительных прав на созданные ими РИД, в том числе за счет бюджетного финансирования, порождало административные барьеры на пути коммерциализации технологий.

Принятый 2 августа 2009 года Федеральный Закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД», направленный на стимулирование вышеуказанных организаций к использованию исключительных прав на РИД в гражданском обороте посредством вклада их в уставный капитал хозяйственных обществ, позволяет доходы, полученные вышеуказанными организациями от распоряжения их акциями хозяйственными обществами, направлять на правовую охрану РИД, выплату вознаграждений их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений.

В заключение А. И. Королев сообщил, что Роспатент подготовил ряд других законопроектов, направленных на совершенствование охраны объектов ИС и путей их реализации.

Екатерина Львовна Шехтман в своем выступлении рассказала о патентной политике в зарубежных вузах и исследовательских центрах, а также о проблемах построения системы охраны и защиты интеллектуальных прав в государственных учреждениях  г. Новосибирска.

Патентным поверенным были проанализированы цели и задачи патентной политики ВУЗов и научных центров, а также рассмотрены основные моменты, которые подлежат закреплению для эффективного использования интеллектуальных прав. Было отмечено, что патентная политика является обязательным документом для обеспечения оптимальной охраны и использования интеллектуальной собственности. Докладчик затронула вопросы круга правообладателей и основные трудности при определении порядка распределения дохода от использования прав. Было отмечено, что законодательство Российской Федерации устанавливает лишь общие правила определения субъектов исключительных прав и эти правила требуют детальной проработки в локальных документах государственных учреждений.

Сообщения докладчиков вызвали интерес других участников круглого стола. Так, многих интересовали вопросы порядка оформления внесения в уставный капитал интеллектуальных прав. Участники обращали внимание на необходимость отражения в реестре Роспатента координат правообладателей. Также были заданы вопросы относительно сложностей общения с Роспатентом из Новосибирска. Аудитория выразила необходимость организации обучения специалистов по интеллектуальной собственности не только в Москве, но и в Новосибирске.

В данном мероприятии приняли участие свыше 100 слушателей, большинство из которых представляли научно-образовательный комплекс нашей области. В числе участников были представители Сибирского таможенного управления, Новосибирской торгово-промышленной палаты, Российского авторского общества и других организаций и учреждений.

Большинство участников круглого стола считает весьма полезным его проведение, поскольку они получили сведения, полезные для их практической деятельности в области правовой охраны РИД и их использования.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+519+1