ИНТЕРНЕТ ЕЩЕ НЕ СТАЛ ФИЛОСОФИЕЙ
Андрей Ваганов,
"НГ"-Наука
В "Новой философской энциклопедии" нет статьи о Всемирной
Паутине, зато есть статья о виртуальной реальности
Весной этого года на расширенном заседании Президиума РАН в
докладе об итогах научной деятельности в 2000 году президент РАН
Юрий Осипов среди важнейших достижений академической науки назвал
подготовку "Новой философской энциклопедии". Об этом совершенно
уникальном для современной России издании мы беседуем с
председателем научно-редакционного совета энциклопедии,
директором Института философии РАН, академиком Вячеславом
Степиным и его заместителем, членом-корреспондентом РАН
Абдусаламом Гусейновым.
— Вячеслав Семенович, какова была задача-максимум этого
издательского проекта?
В.Степин: — Представить современное понимание и современный
уровень мировой философии.
— И на сколько томов "потянуло" решение этой задачи?
В.Степин: Энциклопедия — четырехтомная. В ней около 3,5 тысячи
статей. Общий объем примерно 500 авторских листов.
— Кстати, об авторах...
В.Степин: Авторский коллектив энциклопедии — 505 человек, из
них — 7 иностранных исследователей. Причем среди иностранных авторов
такие знаковые для мировой философии фигуры, как Поль Рикер,
Ричард Рорти, Ханс Ленк.
— Если сравнивать нынешнее издание со знаменитой пятитомной
"Философской энциклопедией", издававшейся в СССР с начала 60-х
годов до 70-х, в чем принципиальные отличия?
В.Степин: Наше издание по объему приблизительно такое же, как тот
пятитомник. "Философская энциклопедия" длительное время была у
нас буквально настольной книгой для многих исследователей,
широких интеллектуальных кругов. Для тех времен это было очень
значимое издание. В той энциклопедии очень неплохо излагалась
логика, философия науки была представлена весьма достойно.
"Философская энциклопедия" была своеобразным переходом от
кондового марксизма к более или менее нормальной философии.
Будучи марксистской, она соотносила марксизм с другими течениями
философской мысли. Я думаю, что содержательно пятитомная
"Философская энциклопедия" была неплохая, многие статьи из нее и
сейчас сохранили актуальность. Тем более что в ней принимали
участие такие крупные мыслители, например, как Алексей Лосев...
Ее авторами были замечательные наши философы А.Зиновьев,
Э.Ильенков, М.Мамардашвили...
Многие из тех, кто участвовал в той, старой энциклопедии,
написали статьи и для "Новой философской энциклопедии". Например,
молодой тогда Сергей Аверинцев написал много статей для
пятитомника. Сейчас он некоторые из них капитально переработал
для "Новой философской энциклопедии" и написал ряд новых. Принял
участие в новом издании и известный наш (вместе с армянами,
разумеется) философ К.А. Свасьян, который последние годы живет в
Швейцарии.
— Вы тоже выступали в качестве автора?
В.Степин: Конечно. Я написал статьи "Философия", "Культура",
"Наука" и др. Вообще надо заметить, что весь научно-редакционный
совет — и заместители председателя присутствующие здесь
Абдусалам Гусейнов и Геннадий Семигин, и ученый секретарь
Александр Огурцов, и члены совета, курировавшие основные
тематические направления, П.Гайденко, В.Лекторский, Л.Митрохин,
Н.Мотрошилова, А.Панарин, В.Подорога и другие являются
одновременно ведущими авторами.
— Сколько лет заняла подготовка нового издания?
В.Степин: Два года. За два года мы сделали эту титаническую
работу. Это была очень интенсивная, напряженная, полная страстей,
споров, временами нервозная, но в целом очень радостная работа.
Практически всего Института философии Российской академии наук.
Ведь из 505 человек авторского коллектива 153 — это сотрудники
института. По объему они сделали 3/4 всей работы.
— Потрясающе, за два года подготовить такое издание!..
В.Степин: Огромную роль, конечно, здесь сыграло то, что
материальное и организационное обеспечение проекта в основном
взял на себя Национальный общественно-научный фонд. Президентом и
создателем этого российского фонда является доктор политических
наук, вице-спикер Госдумы РФ Геннадий Семигин. Геннадий Юрьевич
одновременно был и заместителем председателя научно-редакционного
совета "Новой философской энциклопедии".
Я собрал в Институте философии наших ведущих ученых и говорю, что
есть такая возможность — подготовить энциклопедию. Издание и
организационную работу берет на себя фонд. Так что нам надо будет
обеспечить собственно содержательную часть. Нужно будет
"по-черному" работать два года. И хотя у всех были свои планы,
решили взяться, ибо другого такого шанса могло больше и не
представиться. И вот, за два года сделали.
— Не знаю, согласитесь вы или нет, но элемент провокации
существует даже в самом названии — "Новая философская
энциклопедия".
А.Гусейнов: Наша энциклопедия является новой не в том смысле, что
мы претендуем на новую философию. Она новая по отношению к первой
5-томной "Философской энциклопедии". Следует проводить различие
между философией и исследованиями в области философии, философами
и профессорами философии, подобно тому, например, как мы делаем
различие между художественной литературой (поэзией, прозой) и
литературоведением. Эта энциклопедия — по преимуществу, можно
даже сказать, сугубо исследовательский труд. Это не труд людей,
которые претендуют на создание новой философской системы и
которые знают окончательную истину. Наша задача была иной —
вычленить и проанализировать основные философские идеи, понятия,
школы, имена, произведения, стараясь при этом быть объективным,
научно добросовестным.
— Кстати, как вы восприняли недавний упрек вице-президента РАН,
академика Владимира Кудрявцева нашим философам, то есть вам, в
том, что вы не вырастили новых Гегеля и Канта?
В.Степин: Вы думаете, это упрек? Если, например, нашим физикам
сказать, что они за последние годы не вырастили в своей среде
нового Ньютона и Эйнштейна, то разве это можно считать упреком в
адрес отечественной физики?! Такого рода замечание больше похоже
на высокую оценку, чем критику.
А.Гусейнов: Я тоже так понял слова академика Кудрявцева. В своем
интервью "Известиям" он говорит о положительных сдвигах во всех
общественных науках, называя каждую в отдельности. И добавляет:
"Я продолжаю критиковать только философов. Они до сих пор не
вырастили ни нового Гегеля, ни Канта". Эти слова, как мне
кажется, имеют шутливый подтекст. Их можно понять так: что
касается философии, то ее и упрекнуть-то не в чем, разве только в
том, что в ней нет Гегелей и Кантов. При этом считается само
собою разумеющимся, что упреки такого рода не делаются.
В.Степин: Вернемся к названию. В СССР, в России философская
энциклопедия до сих пор была одна. Вот мы с ней свой труд и
соотносим. Это — новая российская философская энциклопедия. Хотя
мы, естественно, когда разрабатывали словник, многие лексиконы
западные просмотрели. Это была очень большая и серьезная работа.
Но что принципиально нового в нашем издании?
Ну, во-первых, это энциклопедия не является написанной исходя из
какой-то одной позиции, так, как была написана старая
энциклопедия — с марксистских позиций. Во-вторых, наша
энциклопедия не является такой идеологизированной, как ее
предшественница. Здесь нет одностороннего подхода к истории
философии. В старой энциклопедии западная философская мысль
рассматривалась лишь как преддверие марксизма, затем марксизм —
вершина... Так что этой предвзятости у нас нет.
В "Новой философской энциклопедии" в отличие от первой и от
многих западных энциклопедических изданий значительно богаче
представлена философская мысль Востока. Здесь — Индия, Китай,
мусульманская философия очень хорошо представлены и основными
трудами, и направлениями, и категориальным аппаратом, который не
совпадает с категориальным аппаратом европейской философии. Мы
попытались специально выяснить связки между этими философскими
традициями. И, естественно, русскую философскую мысль мы подали
значительно богаче и разнообразней.
Словом, мы стремились быть конкретными, адекватно представить
идейное богатство, категориальный аппарат философии с учетом ее
важнейших цивилизационных и исторических особенностей. Это очень
важно, так как очень часто нет однозначного соответствия понятий
восточных философских традиций традиции европейской. Да и внутри
самих различных восточных философских традиций различия не менее
существенные, чем отличия каждой из них от европейской. И в
рамках европейской традиции русская философия (в особенности
русская религиозная философия Серебряного века) значительно
отличается от западноевропейской.
— То есть сделана попытка выработки некоего общего понятийного
аппарата философии?
В.Степин: А философия и развивается сейчас как мировая. Сейчас и
Запад внимательно вглядывается в восточные философские традиции,
находит там такие вещи, которые вдруг обретают новый смысл
в современной жизни, хотя раньше считались малозначащими и
зачастую — мистикой или просто ненаучными рассуждениями. Современная
мировоззренческая ситуация, как она складывается в мире, на
повестку дня выдвигает проблему диалога культур. А диалог культур
означает, что вы не просто навязываете какие-то жизненные смыслы
своей культуры другой культуре, а вступаете с ней именно в диалог
и находите нечто общее, то, что вас должно объединить. При
сохранении каждой культурой своей идентичности.
— Нет ли тут чисто методологической опасности впасть в простое
перечисление каких-то понятий?
В.Степин: Нет. Тут был анализ. Сопоставление, выявление каких-то
общих смыслов. То, что называется компаративистской. Эту задачу
как раз энциклопедия ставила. И я думаю, что в какой-то степени
она ее решила.
А.Гусейнов: Кстати, и западная философия подана с учетом
последних изменений. Широко и, думаю, очень грамотно представлено
то, что именуется философским постмодернизмом.
— Абдусалам Абдулкеримович, а что написано в статье "Ленин".
Ведь многие согласны с тем, что да, гениальный был политик
Владимир Ильич Ленин; но вот что касается философской его базы,
считают, что она была слабая...
А.Гусейнов: У нас был принят принцип объективированного
изложения. Мы не давали оценок. Даже в статьях, посвященных
Аристотелю, Декарту, Ницше мы не вводили определений типа
"гениальный", "великий" и так далее. Мы просто обозначали —
греческий философ, французский философ, немецкий философ...
Что касается Ленина, то в статье, ему посвященной, отмечается,
что это — "русский мыслитель и революционер, деятельность
которого ознаменовала новый этап в развитии марксистского
мировоззрения, получивший по его имени название ленинизма". То
есть Владимира Ильича Ленина мы ввели как политического мыслителя
и философа марксистской школы. Он действительно сделал очень
много, чтобы соединить философию с политикой, придать философии
идеологический смысл. Это, на наш взгляд, взвешенная статья. Она
написана профессором МГУ П.Алексеевым.
— А есть в "Новой философской энциклопедии" термин "Интернет"?
В.Степин: Нет, это — не философское понятие.
— Но наверняка же в энциклопедии есть статья "Природа", а
Интернет сейчас многие называют Природой-2...
В.Степин: Когда говорят о Природе-2, то слово Интернет
используется как символическое понятие, обозначающее некую
виртуальную реальность, информационную структуру. У нас нет
статьи "Интернет", но есть статьи "виртуальность", "виртуальная
реальность", "информации теория", "информационное общество".
Когда-то Лейбниц сказал про математику, что это — наука о
возможных мирах. Про философию можно и даже нужно сказать, что
это — наука о возможных человеческих мирах, мирах человеческой
жизнедеятельности.
Практическая польза от философии сейчас, в переломную эпоху,
состоит не в том, что мы должны только комментировать злобу дня.
Сейчас цивилизация меняется. И вся мировая философия сейчас
нацелена на то, чтобы проанализировать: какие ценности лежат в
основании техногенной цивилизации? почему эти ценности привели к
глобальным кризисам? как их можно изменить, чтобы выйти из этих
кризисов? Когда философия начинает решать такие проблемы, тогда
она и становится практической в широком смысле.
Как ни странно, решая эти мировоззренческие задачи, философия
становится очень конкретной, она ориентируется на материал.
Например, коль скоро я занимаюсь философией науки, моя задача
состоит в том, чтобы просмотреть, как в недрах современного
научно-технического прогресса возникают новые точки роста тех
ценностей, с которыми раньше эта цивилизация не сталкивалась и
которые расширяют мировоззренческое поле понимания знания. И в
Интернете философа интересует прежде всего изменение жизненных
смыслов, которые он с собой несет.
А.Гусейнов: Философия отвечает на потребности жизни своими
средствами. Простой пример. Вячеслав Семенович уже говорил о том,
как в нашей энциклопедии представлены различные философские
традиции. Энциклопедия делает важнейший шаг в направлении
преодоления философского европоцентризма. Это означает, что
создавая объемную, мировоззренческую панораму, философия
формирует духовные предпосылки для адекватной ориентации в этом
мире, в том числе во внешнеполитической деятельности.
— Нет ли планов или предложений о переводе этого четырехтомника
на иностранные языки?
В.Степин: Энциклопедия только-только выходит из печати, три тома
уже есть, в июне получим последний, и я думаю, что предложения
такие будут. Хотя энциклопедия — это жанр, который переводится
редко. Из-за рубежа уже пришло множество заявок на эту
энциклопедию. Еще больше из российских регионов. И не случайно:
это удобная возможность в одном издании сразу познакомиться с
состоянием философии в России и с российским видением мировой
философии.
— Сейчас модно, выпуская бумажную версию какой-то книги,
одновременно повторить ее на CD-ROM...
В.Степин: Это тоже планируется обязательно.
А.Гусейнов: У нас даже бумажная версия создана так, чтобы было
легче сделать электронную версию.
НГ-Наука, № 6, 20 июня 2001 г.
стр.
|