Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2314-2315) 27 июля 2001 г.

ФСБ ПРОТИВ ФИЗИКОВ,
ФИЗИКИ ПРОТИВ ФСБ

Ирина Самахова
Красноярск–Новосибирск

По улицам Красноярска бегают рейсовые автобусы с жизнерадостной надписью по борту: "На твоей стороне — ЗАКОН". Только вот обитателям старинной тюрьмы с фольклорным названием "Белый лебедь" недоступна сия агитация, поскольку окна здесь заварены железными щитами. Обычный для нашей страны следственный изолятор: перенаселенность, духота, сырость, еле тлеющее искусственное освещение, чесотка и туберкулез. В этих пыточных условиях уже полгода содержится ученый-физик Валентин Данилов, обвиняемый в государственной измене.

Сразу скажу, что не претендую на объективное изложение ситуации: доступной для общения оказалась только сторона защиты. Хотя я прямо-таки ломилась в управление ФСБ по Красноярскому краю, надоедая дежурному просьбами предоставить комментарий по делу Данилова. Ответ был один: контакты только через пресс-службу, пресс-служба в отпуске, руководство в отъезде.

Мерзкое ощущение: ты подробно представился, а невидимый телефонный собеседник в ответ на аналогичную просьбу только усмехается: "У нас называться не положено".

... Говорят, изменники в Красноярске редкость, последнего поймали аж 35 лет назад. Старший следователь по делу Данилова, представитель старой школы, собрался на пенсию и мечтает завершить карьеру с блеском. Если еще учесть, что "органы" обозлены провалами в Верховном Суде громких шпионских операций последнего времени, то дела Данилова очень плохи. Есть опасения, что предстоящий закрытый суд не будет справедливым. Местные судьи, несмотря на поручительство виднейших красноярских политиков во главе с председателем Краевого собрания Александром Уссом, уже трижды отказали защите в изменении меры пресечения, с одной и той же формулировкой: "в связи с тяжестью предъявленных обвинений". А ведь по закону суд в таких случаях обязан учитывать обстоятельства дела, личность и заслуги подследственного, его семейное положение и состояние здоровья.

Обстоятельства дела, мягко говоря, сомнительные: по версии следствия, подкрепленной двумя заключениями малоизвестных научному миру экспертов из Балтийского технического университета и МВТУ им.Баумана, Данилов вполне официально пытался продать в Китай секретную установку для комплексных исследований воздействия космических факторов на искусственные спутники Земли. А по мнению многих титулованных специалистов из МАИ, НИИ ядерной физики при МГУ, НПО прикладной механики, Института теплофизики СО РАН, изучавших контракт по просьбе защиты, обвинение яйца выеденного не стоит: теоретические работы по этой теме давно рассекречены, а предназначенная на экспорт аппаратура представляет из себя всего лишь учебный стенд, годный единственно для изучения явления электризации. Семнадцать крупнейших физиков страны, членов Российской академии наук, обратились в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой назначить независимую квалифицированную экспертизу спорного контракта, но удостоились лишь отписки из Красноярской прокуратуры, причем не по существу вопроса.

Теперь о заслугах. Валентин Данилов немало сделал для усиления космического могущества России. Под его руководством в 80-е годы была решена проблема сохранности спутников на геостационарной орбите, где они подвержены жесткому воздействию неблагоприятных факторов открытого космоса. Это позволило государству сэкономить астрономические суммы, но самому ученому секретная в то время работа не принесла ни особой славы, ни денег.

... В квартире "шпиона и мошенника" Данилова нет вещей дороже нового углового дивана за 9 тысяч рублей. Дача, машина? Тамара Данилова, супруга ученого, отрицательно мотает головой:

— Оперативники ФСБ смеялись, когда описывали наше добро. Называли мужа Деточкиным... Теперь он жалеет, что посвятил всю свою жизнь науке, а не семье. Беспокоится о новорожденной внучке, у которой не все благополучно со здоровьем. Наша беременная дочь тяжело переживала многомесячную историю с отцом, а незадолго перед родами ее несколько часов подряд допрашивал следователь ФСБ, довел до истерики. Что мы с ней можем знать о делах Валентина? У нас и профиль совсем другой — обе преподаем хореографию в детской студии.

— Что за человек Данилов?

— Типичный холерик, темпераментный "фокстерьер", как я его называю. Он совершенно лишен осторожности, а иногда и такта: любому скажет прямо в лицо все, что о нем думает. Рассорился с прежним начальством в Красноярском госуниверситете, увел у них выгодный контракт — вероятно они и написали проклятый донос. А теперь вот и следователей раздражает, хотя бы тем, что совсем их не боится.

— Как у мужа со здоровьем?

— Валентин им никогда не блистал, у него от природы слабое сердце. В середине июня был такой сильный сердечный приступ, что тюремные врачи вызвали "скорую". Четверо суток он провел в реанимации в предынфарктном состоянии, прикованный наручниками к кровати. После этого его сразу же вернули в общую камеру (!!!). Гражданские врачи говорят, что мужу нужно срочно ставить кардиостимулятор. Он почти ослеп от плохого искусственного освещения, поэтому практически не может знакомиться с делом. Представьте себе взрослого мужчину, который в настоящее время при росте 182 сантиметра весит 55 килограммов — это же полное истощение! Мне уже кажется, что следствие добивается того, чтобы он умер в тюрьме. Как там у них принято — "нет человека — нет проблем"?

Адвокат Елена Евменова убеждена, что дело Данилова развалится в суде, если только он не будет закрытым:

— Там столько несуразностей, что у меня голова идет кругом. Начать с предъявленного обвинения. Соответствующая статья в Уголовном кодексе РФ формулируется следующим образом: "Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации — наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет". Интересно, какую такую враждебную деятельность в ущерб безопасности России замышляло космическое ведомство дружественного Китая, заключая официальный контракт о передаче исследовательской аппаратуры с Красноярским государственным техническим университетом, где работает Данилов? Этот проект осуществлялся в рамках Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанного главами правительств России и Китая 18 декабря 1992 года. Общеизвестно, что такого рода контракты уже на стадии подготовки не могут миновать "первый отдел" научного учреждения. Более того, Данилов советовался со своим бывшим куратором из ФСБ на прежней работе в Красноярском университете, получил, так сказать, благословение. Естественно, теперь спецслужбы от всего открещиваются.

— Даже не верится... Может быть, у обвинения есть еще какой-то материал на Данилова, который нельзя разглашать по соображениям государственной безопасности?

— Я знакома с делом в полном объеме и ответственно заявляю, что там нет ничего, кроме пресловутого контракта с китайцами. Может, это и есть главная "тайна следствия", в разглашении которой меня сейчас обвиняет ФСБ. Есть опасения, что меня отстранят от дела, а у Данилова нет средств, чтобы оплатить услуги нового адвоката. На тот случай, если мне заткнут рот, призываю на помощь правозащитные организации, способные прислать в Красноярск хорошего адвоката.

— Вы считаете, что ФСБ не отступится от Данилова?

— Им просто некуда отступать. Меня уже просили предложить клиенту психиатрическое освидетельствование, после чего дело будет закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, но он с негодованием отказался. А если невозможно спустить дело на тормозах, следователи рвутся только вперед, к приговору. Каждая мелочь, вопреки закону, оборачивается против подозреваемого. Беспечный Данилов, уже находясь под подпиской о невыезде, умудрился поздравить с Новым годом китайских коллег. Следователь трактует этот факт как наглое продолжение шпионажа. Данилов просил разрешить ему участвовать в работе экспертной комиссии, изучавшей контракт по поручению ФСБ — получил немотивированный отказ. Почему ему нельзя проверить компетентность людей, фактически подписывающих ему тяжкий приговор? Кстати, он не нашел в списке экспертов ни одного специалиста в своей довольно узкой научной проблематике.

... А ведь далеко за такими специалистами ходить не надо. Как раз красноярское НПО прикладной механики — головная организация по проектированию, строительству и эксплуатации российских спутников — в свое время заказало Данилову важное исследование, за которое он сейчас и отдувается. Именно здесь с этой успешной работы в 1992 году сняли гриф секретности, провели по ее результатам крупную международную конференцию. Данилов сделался "выездным", побывал в крупнейших научных космических центрах Запада. Много раз мог бы принять приглашение и остаться работать в Америке или в Европе. Не захотел, патриот несчастный!

— Он вообще человек очень правильный, нравственный, более неудачного кандидата в изменники Родины трудно представить, — сказал мне один красноярский коллега Данилова, просивший не называть свою фамилию. Ему уже угрожали по телефону, что если не прекратит общение с прессой — сядет рядом с дружком.

Труднее запугать живущего в Новосибирске академика Эдуарда Круглякова, имеющего устойчивую репутацию государственника и поклонника президента Путина. Валентин Данилов когда-то был его аспирантом и сотрудником, они до сих пор поддерживают добрые отношения.

— Не могу поверить, что государственный интерес состоит в том, чтобы уничтожить яркого исследователя и изобретателя, каким, безусловно, является Данилов, — сокрушается академик Кругляков. — Да и не только в нем дело: такого рода истории объективно выталкивают за рубя организация по проектированию, строительству и эксплуатации российских спутников — в свое время заказало Данилову важное исследование, за которое он сейчас и отдувается. Именно здесь с этой успешной работы в 1992 году сняли гриф секретности, провели по ее результатам крупную международную конференцию. Данилов сделался "выездным", побывал в крупнейших научных космических центрах Запада. Много раз мог бы принять приглашение и остаться работать в Америке или в Европе. Не захотел, патриот несчастный!

— Он вообще человек очень правильный, нравственный, более неудачного кандидата в изменники Родины трудно представить, — сказал мне один красноярский коллега Данилова, просивший не называть свою фамилию. Ему уже угрожали по телефону, что если не прекратит общение с прессой — сядет рядом с дружком.

Труднее запугать живущего в Новосибирске академика Эдуарда Круглякова, имеющего устойчивую репутацию государственника и поклонника президента Путина. Валентин Данилов когда-то был его аспирантом и сотрудником, они до сих пор поддерживают добрые отношения.

— Не могу поверить, что государственный интерес состоит в том, чтобы уничтожить яркого исследователя и изобретателя, каким, безусловно, является Данилов, — сокрушается академик Кругляков. — Да и не только в нем дело: такого рода истории объективно выталкивают за рубаются к вывозу "технологии топливных элементов для термоэлектронных преобразователей на термоядерных реакторах". Но ведь таких реакторов, как знает каждый школьник, пока не существует! Запрещено продавать "катоды большой площади". Кто определит, какая площадь большая, а какая еще нет — неведомый мздоимец-чиновник? Нельзя вывозить из страны СВЧ-излучатели мощностью больше 2,5 кВт — но это мощность хорошей бытовой печки! Такое впечатление, что список составляли те, кто мечтает выбросить Россию с мирового технологического рынка и полностью лишить ее научно-технического потенциала.

— Ну а как же тогда сохранять в стране этот самый интеллектуальный продукт? Ведь действительно вывозят, за понюшку табака отдают наши лучшие достижения и секреты.

— Да, это массовое явление, я сам могу привести множество таких примеров. Один из самых вопиющих широко известен: в США, в Ливерморской национальной лаборатории работает наш бывший соотечественник, который воспроизвел там технологию выращивания крупных оптических кристаллов, создававшуюся в СССР десятилетиями, и далеко не им одним. Рецепт, как бороться с этим явлением, давно известен: на Западе любой сотрудник научной фирмы дает подписку о неразглашении конфиденциальной информации. Нарушители караются экономически, и это более эффективно, чем закрывать границы или угрожать ученому тюрьмой.

— Вы пытаетесь повлиять на судьбу своего ученика?

— Не только я, но и все физическое научное сообщество крайне встревожено делом Данилова. И мы удручены тем, что нас не слышат. История с письмом сибирских академиков в Генеральную прокуратуру заслуживает отдельного описания. 16 мая это письмо было под роспись вручено в Москве сотруднице прокуратуры. С этого момента я стал звонить туда каждый день, но никаких следов письма не могли обнаружить. Тогда мы отправили копию факсом с подтверждением получения. Меня обнадежили, что факс передан помощнику В.Колмогорова, заместителя Генпрокурора, и, возможно, завтра будет ответ. Но еще через сутки про факс никто ничего сказать не мог! Вот такой бездушный монстр осуществляет надзор за правопорядком в России. Думаю, простому человеку искать у него защиту — дело совершенно безнадежное. Каюсь, до сих пор я не очень-то жаловал прессу, но, похоже, только гласный общественный протест может остановить репрессивную машину, подмявшую моего ученика.

... В одной из лабораторий Красноярского технического университета я обратила внимание на какое-то странное сооружение под окном: обрубок батареи отопления, разноцветные шланги, протянутые к обычному кондиционеру, а оттуда к водопроводному крану. Мне пояснили, что это одно из многочисленных изобретений Валентина Данилова — встроенный в стандартную систему отопления тепловой насос. Штука простая, как все гениальное, а позволяет сэкономить до половины тепловой энергии в отопительной системе города — что для Красноярска было бы равносильно спасению от скорой участи Владивостока.

Даже Сталин иногда интересовался личными достоинствами своих жертв, допытывался у Бориса Пастернака, хороший ли поэт Мандельштам: "Он ведь мастер, мастер?". Про Данилова один из его старших коллег сказал: "Физик от Бога, но характер отвратительный". Не многовато ли — 20 лет тюрьмы за плохой характер?

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+55+1