Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34-35 (2769-2770) 2 сентября 2010 г.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

23 августа в Доме ученых прошло торжественное закрытие Летней физико-математической школы, посвященной в этом году 110-летию со дня рождения академика М. А. Лаврентьева.

Е. Садыкова, «НВС»

С напутственными словами к новоиспеченным фэмэшатам обратились главный ученый секретарь СО РАН чл.-корр. РАН Н. З. Ляхов, директор СУНЦ НГУ д.ф.-м.н., профессор Н. И. Яворский, декан ФФ НГУ д.ф.-м.н., профессор А. В. Аржанников, директор ЛШ-2010 А. А. Гриценко, представитель Министерства образования, науки и инновационной политики, директор областного Центра работы с одаренными детьми Г. Я. Куклина. Победителям олимпиад были вручены дипломы, а затем состоялся концерт, организованный силами преподавателей и воспитателей. Впечатлениями от Летней школы-2010 поделились её организаторы, воспитатели и ученики.

А. А. Гриценко, директор Летней школы-2010, выпускник НГУ:

— Это уже 49-я Летняя школа и поэтому схема организации отработана до мелочей. Слаженный коллектив давно сформировался, традиции передаются из поколения в поколение, поэтому никаких особых неожиданностей не возникало. Были нарушения дисциплины, но они традиционные, так, например, в этом году 8 человек отчислили за всевозможные «проколы».

— Что-нибудь изменилось в системе отбора или всё прошло по отработанному пути?

— Отбор в ЛШ проходил традиционно, приглашения обычно рассылаются участникам регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике, физике, химии. В ЛШ зачисляют тех, кто хорошо себя показал на собеседовании (на олимпиады командируются преподаватели СУНЦ, которые проводят собеседования со всеми желающими). Приглашаются учащиеся заочной ФМШ при условии хорошей успеваемости. Также в ЛШ могут быть приняты ребята, зарекомендовавшие себя на Всесибирской открытой олимпиаде школьников. Ещё одна возможность получить приглашение — заочная олимпиада ФМШ, задачи которой ежегодно публикуются в шестом номере журнала «Квант». И, наконец, можно попасть в число участников Летней школы, пройдя олимпиады и собеседования в самом начале работы ЛШ (свободный набор). В СУНЦ зачисляются выпускники ЛШ текущего или прошлого года.

— Сколько приехало ребят и сколько в итоге осталось?

— В этом году по приглашению приехало 618 ребят, желающих пройти свободный набор — 71 человек. В итоге в ЛШ зачислили 677 человек. Лучше всего представлена Новосибирская область (136 ребят), на втором месте — Бурятия (70 человек), 41 человек приехал из Казахстана, примерно по 40 человек дали Иркутская область, Алтайский и Красноярский края, Забайкалье. На сегодняшний день по итогам ЛШ в СУНЦ зачислено порядка 400 человек, но процесс еще не завершен.

Иллюстрация

— С какими трудностями пришлось столкнуться вам как директору?

— Основная трудность заключалась в том, что мне не доводилось прежде работать в Летней школе. Мне повезло, в ФМШ опытный педагогический коллектив, было на кого опереться, поэтому я смог быстро адаптироваться в новой для меня среде. Особенно хочу отметить заместителя директора ЛШ В. Д. Алешина, который проводит уже семнадцатую ЛШ в этой должности , а если к этому прибавить две «летки» в качестве ученика и одну — воспитателя, то Владислава Дмитриевича можно поздравить с юбилейной (двадцатой!) Летней школой.

Успех ЛШ во многом зависит от воспитателей, большинство из которых в недавнем прошлом сами были ФМШатами. Они заслуживают самых лестных слов как люди, всесторонне одаренные талантами. Воспитатели служат примером для ребят, ЛШата успевают их искренне полюбить и даже называют «папами» и «мамами».

Удачно прошли культурно-спортивные мероприятия. Может быть, незабываемые впечатления от Летней школы у ребят связаны в большей степени с интересными, необычными для них внеучебными мероприятиями, с общением. Хотя, безусловно, учеба в ЛШ на первом месте.

— А какие, на ваш взгляд, мероприятия можно считать самыми удавшимися?

— «Конкурс фантастических проектов», «Мистер ЛШ», «Форт Баярд» — яркое спортивное состязание между классами, проходившее на стадионе НГУ. Оно состояло из всевозможных конкурсов, победить в которых могла только сплоченная команда.

Довольно необычным мероприятием, на мой взгляд, был «Бизнес-день», на это время школа была преобразована в Республику со своим Правительством и валютой — «жолями». ЛШата — граждане этого государства — открывали предприятия, устраивались на работу, совершали сделки, словом, учились действовать в условиях рынка.

— А было что-то новое, чего не проводили в предыдущие годы?

— Эта ЛШ была посвящена юбилею М. А. Лаврентьева. Мы провели вечер памяти великого ученого, на котором демонстрировался кинофильм «Путь в науку», была организована экскурсия в дом-музей Лаврентьева и вообще его личность со всех сторон освещалась.

Важной для нас стала инициатива ИЯФ, руководство которого всерьез задумалось о подготовке смены. Они решили выбрать некоторое количество стипендиатов, которым уже во время учебы в ФМШ начнут платить пятитысячную стипендию. Требования к претендентам следующие: они должны быть гражданами РФ, набрать не менее 17 баллов по математике и физике (из 20 возможных). Если они поступят на ФФ НГУ, институт готов и дальше материально поддерживать этих ребят.

По итогам летней школы мы сделали газету тиражом 1000 экземпляров. Каждому ребенку, который у нас учился, подарили по экземпляру на память о ЛШ.

Иллюстрация

Директор СУНЦ НГУ д.ф.-м.н., профессор Н. И. Яворский:

— В этом году ситуация сложилась серьезная, параллель десятых классов в связи с переходом на одиннадцатилетнюю форму обучения, можно сказать, отсутствует, но мы набираем детей из всех регионов Сибири и Дальнего Востока, поэтому ФМШ немного легче, чем остальным, но ведь и в других регионах происходит то же самое. Поэтому мы набрали в одногодичный поток (11 класс) ребят меньше, чем обычно, но зато в двухгодичном у нас народу больше обычного.

Летняя школа не снизила уровень, и это радует, ведь общая ситуация с образованием в стране достаточно печальна — демографическая яма, нехватка квалифицированных учителей (учителя старой закалки уходят, молодые в школу не идут) — всё это сказывается на общем уровне подготовки школьников. Во многих регионах даже не догадываются, что физика и математика — это интересно, они воспринимают эти предметы, как страшный сон, но только до тех пор, пока не появляется талантливый учитель. Таланты есть везде, и чем дальше на Север и Восток, тем их больше. Нужно работать с регионами, со всей Сибирью, но сейчас делать это непросто, существует высокая конкуренция не только образовательных учреждений, но и территорий, которые заботятся о своих кадрах. Это хорошо, но кадры нужно суметь на должном уровне подготовить, а ведь сделать это могут далеко не везде.

— Что вы собираетесь в этой ситуации предпринимать?

— Мы планируем устанавливать контакты с учителями в регионах, помогать тем, кто работает с одаренными детьми, для этого у нас в дни школьных зимних каникул проводятся курсы повышения квалификации, ежегодно проходит Всероссийская конференция, на которую съезжаются преподаватели не только из Сибири, Дальнего Востока и Казахстана, но и из Европейской части — из Москвы, Питера, с Урала. У нас в России есть замечательные люди, учителя от Бога, которые в этих сложных условиях добиваются потрясающих результатов, за них просто душа радуется!

Наталья, воспитатель:

— Я не первый раз работаю воспитателем в ЛШ, впечатления всегда очень хорошие. Из года в год приезжают разные ребята, совершенно не похожие друг на друга. Невозможно сказать, что эта ЛШ проходит лучше или хуже, чем предыдущая, она просто другая. Я радуюсь за остающихся ребят, потому что у меня будет возможность с ними общаться. И невыносимо тоскую по тем, кто уезжает, ведь за эти три недели они становятся такими родными! Каждый из них — личность, в обычной жизни они никогда бы не встретились друг с другом и вряд ли стали бы общаться, а здесь они — друзья. И если они так успевают сдружиться за Летнюю школу, представляете, что происходит за время учебы в ФМШ.

Пётр, Хабаровский край:

— Мне понравились в ЛШ и учеба, и люди, и городок в лесу.

— Сложно было пройти отбор?

— Не очень.

— Где дальше планируешь учиться?

— В НГУ. Больше всего нравятся физика и информатика.

Никита, Горный Алтай:

— Я учился в заочной ФМШ, потом приехал, прошел ЛШ и вот — остаюсь здесь.

— Были какие-то сложности или всё далось легко? Что больше всего здесь понравилось?

— Самое сложное было, пожалуй, приобщение к жизни в общаге. В остальном, особых проблем не возникало, возможно, они появятся позже. Очень понравилась столовая, еда просто обалденная.

Голсан, Улан-Удэ:

— Уезжаю на родину. Здесь особенно впечатлило обучение — эти три недели можно сравнить с целой четвертью, а то и больше в обычной школе. Планирую сюда вернуться в следующем году. На какой факультет поступать, пока серьезно не думал.

Даша (Иркутск), Туяна (Камчатка):

— Мы остаемся в ФМШ. Понравилось всё, все внеклассные мероприятия, которые не связаны с учебой!

— Всё, связанное с учебой тоже понравилось! Учителя очень квалифицированные и клёвые!

На снимках:
— 1 сентября в СУНЦ НГУ начался новый учебный год. Желаем всем ФМШатам успехов и открытий, а их наставникам — терпения и мудрости.

Фото В. Новикова

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+560+1