Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 42 (2777) 21 октября 2010 г.

ПОЧВЫ —
ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ
БИОСФЕРЫ

I Международная научная молодежная школа «Палеопочвы — хранители информации о природной среде прошлого» проходила 3–7 августа в Приобье в 100 км от Барнаула и в 250 км от Новосибирска. Инициатором и организатором ее выступил Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Российской академии наук.

ИПА СО РАН — одно из учреждений, где уже более 30 лет решаются проблемы использования палеопочв для реконструкции палеоприродной среды континентальной Евразии. Именно в стенах этого института разработан новый педогумусовый метод диагностики и реконструкции палеоприродной среды, основанный на способности гуминовых кислот почв отражать в своих составе и свойствах природную среду времени своего формирования и сохранять эти особенности в диагенезе. Сотрудниками института реализована концепция гумусовой памяти почв, которая способствует обоснованию прогнозов поведения почв и условий природной среды на ближайшую и отдаленную перспективы. Идея проведения школы по палеопочвоведению была поддержана ведущими учёными-палеопочвоведами, комиссией по палеопочвоведению Международного общества почвоведов, Докучаевским обществом почвоведов России.

О том, как проходила школа, о проблемах, новых тенденциях в палепочвоведении, которые обсуждались на этом форуме, рассказывает сопредседатель оргкомитета д.б.н., профессор Мария Ивановна Дергачёва.

— Район проведения Школы интересен сложной историей развития, наличием в береговых обнажениях лессово-почвенной серии плейстоценового времени (до 1 млн лет), выходом палеопочв разного геологического возраста в ряде мест на поверхность и сочетанием в почвах дневных поверхностей признаков современного почвообразования и древнего педогенеза. Практически данная территория характеризуется наличием непогребённых, погребённых и эксгумированных палеопочв.

Побудительным мотивом организации Школы по палеопочвоведению явилась наметившаяся в последние десятилетия интенсификация исследований в области эволюции природной среды и отдельных её компонентов. Всё чаще ретроспективные природные реконструкции используются для обоснования прогнозных оценок поведения компонентов природной среды в меняющейся естественным и антропогенным путем обстановке. Исследователи разрабатывают разные подходы к решению этих проблем, используют разные приемы отбора и сохранения образцов, описания и оценки корректности подбора хронорядов и других методик изучения объектов в полевых условиях. Молодому поколению исследователей часто бывает трудно сориентироваться в многообразии рекомендуемых приёмов и подходов и решить, какому из них отдать предпочтение при реализации поставленных задач. Кроме того, в палеопочвоведении наметилось новое направление, известное как «память почв». Палеопочвы являются хранителями информации о природной среде прошлого. Научиться «считывать» эту информацию — одна из актуальных задач, стоящих перед молодыми палеопочвоведами.

Повышению способности молодых ученых ориентироваться в этих вопросах и была посвящена Школа по палеопочвоведению, проходившая в одном из замечательных уголков Западной Сибири.

Иллюстрация

Работа Школы была организована в форме мастер-классов и лекций ведущих учёных-палеопочвоведов России, а также сессии докладов молодых ученых.

Были прочитаны лекции, посвященные методологии палеопочвоведения и новым тенденциям в развитии этой науки: «Палеопочвоведение, палеопочвы, разные типы четвертичных архивов и лессово-почвенные серии Мира» (проф. Александр Макеев, Московский государственный университет), проблеме систематизации и классификации палеопочв (проф. Ирина Феденева, Институт почвоведения и агрохимии СО РАН), проблеме отражения природной среды прошлого в свойствах палеопочв (проф. Александр Александровский, Институт географии РАН). Ряд лекций был посвящен методам, применяемым в палеопочвоведении: микробиоморфному (проф. Александра Гольева, Институт географии РАН), палеомагнитному (проф. Зинаида Гнибиденко, Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН), педогумусовому (проф. Мария Дергачева, Институт почвоведения и агрохимии СО РАН), а также катенарному подходу в палеопочвенных исследованиях (к.б.н. Светлана Сычева, Институт географии РАН).

Иллюстрация

Проходившие в вечернее время лекции познакомили участников Школы с новыми научными разработками и обобщениями. Так, Елена Александровская представила основы антропохимии — новой науки о роли химической среды в жизни человека и человеческих цивилизаций. На ярких примерах было показано, что химическая среда, окружающая человека, во все периоды его существования отражалась не только на здоровье, но и на поведении человека, оставляла свои «метки» в химическом составе костей. Узнали участники также о тенденциях и новых подходах в реконструкции природной среды, используемых палеопедологами Германии (проф. Вольфганг Цех); об итогах сравнительного изучения гумуса целинных, пахотных и погребенных черноземов рассказал проф. Игорь Иванов (Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, Пущино).

Кроме того, каждым из лекторов был проведен мастер-класс по изучению палеопочв с целью использования несущей ими информации для реконструкции палеоприродной среды прошлого. Большое внимание обращалось на методы и приемы морфологического описания палеопочв, особенности отбора образцов и фиксации необходимых признаков при использовании других методов изучения (микробиоморфного, педогумусового, палеомагнитного). Особое внимание было уделено эволюционно-генетическому анализу погребенных палеопочв в полевых условиях и полевым приемам изучения поверхностных палеопочв.

Большой интерес вызвали доклады молодых участников, которые освещали результаты широкого круга вопросов изучения поверхностных и погребенных палеопочв.

В частности, слушатели познакомились с результатами использования палеопочв, их компонентов или отдельных характеристик при реконструкциях палеоприродной среды разных отрезков геологической истории Земли для разных районов мира (Урала и Зауралья, Байкальского региона и Поволжья, Тувы и Казахстана, Русской равнины и Центральной Мексики).

Общение молодых, начинающих свой научный путь в палеопочвоведении ученых и выбирающих свой путь в науке студентов с опытными, увлечёнными своей профессией учеными-палеопочвоведами завершилось увлекательной экскурсией в один из красивейших уголков Горного Алтая — на Телецкое озеро.

При проведении второй Международной научной молодежной Школы по палеопочвоведению «Палеопочвы — хранители информации о палеоприродной среде прошлого», которая будет проходить в Приобье в августе 2011 года, предполагается дополнительно обсудить вопросы, отражающие приёмы и методы изучения мезоморфологии, карбонатного состояния, геохимии погребенных и поверхностных палеопочв, а также закономерности поведения эксгумированных палеопочв.

Проведение Школы, где рассматриваются способы расшифровки информации о палеоприродной среде прошлого, сохраняющейся в палеопочвах в виде структурных особенностей, специфики состава и свойств отдельных почвенных компонентов, будет способствовать появлению широко образованных в области почвоведения молодых учёных, использованию единых научных подходов к познанию закономерностей поведения почв в меняющейся природной обстановке и обоснованию прогнозных оценок их поведения во времени, а также сохранению Институтом почвоведения и агрохимии СО РАН приоритетных позиций в этой области науки.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+565+1