Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2784) 9 декабря 2010 г.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
К АНДРЕЮ ПОЗДЕЕВУ

В выставочном зале ДУ эти дни отмечены особым состоянием. С 23 ноября по 19 декабря здесь проходит большая выставка живописи красноярского художника Андрея Поздеева (1926–1998 гг.). Выставка-воспоминание, встреча со старым знакомым, а для кого-то это открытие нового на нашем сибирском художественном небосклоне имени.

Ирина Бич, искусствовед,
выставочный отдел ДУ

Иллюстрация

Выставка так и названа — «Возвращение», поскольку для Дома учёных и Академгородка она не первая. С именем Андрея Поздеева, очень скромного, очень больного, но необыкновенно талантливого сибирского самоучки, связана одна из интереснейших, почти легендарных страниц истории Городка и выставочного зала Дома учёных, принесших ему мировую славу.

Эта история произошла в 1978 году. Её подробно описала Галина Леонидовна Лаевская, (заведующая выставочным залом ДУ в 1970–2009 гг.) в своей книге «Встречи в выставочном зале». Как говорится, комментарии излишни.

«Спасительной для теперь уже всемирно известного художника Андрея Поздеева была выставка в Доме учёных. Её привезли красноярские ученые, в буквальном смысле отобрав у художника картины, приготовленные к сожжению (накануне я получила телеграмму-приглашение от художника «поучаствовать» в этом грандиозном мероприятии, прокомментированное: «Этот хлам никому не нужен»). Его друзья очень оперативно упаковали и транспортировали картины в Академгородок. И через несколько дней, отодвинув запланированные экспозиции, мы открывали одну из первых выставок в долгой уже жизни Андрея Поздеева.

Это были работы, созданные в период абсолютного непризнания творческой манеры художника. Манеры, в которой соединялись неуравновешенность импрессиониста и трогательная беззащитность. Его холсты с распятыми автопортретами в полосатой одежде экспонировались у меня в кабинете и показывались только «своим». В натюрмортах все предметы словно поддерживали друг друга, цепляясь своими гранями, чтобы не упасть. Деревья в пейзажах своими ветвями, понуро опущенными к земле, напоминали приговоренных к уничтожению.

Иллюстрация

Конечно, такое настроение художника было отнюдь не советским. Отношение к его творчеству власть предержащих — однозначным. Я помню, что пока первая выставка Поздеева шла, мне очень хотелось донести до каждого, кто пришёл познакомиться с его работами, мироощущение художника, построенное на страдании от непонимания его картин, неприятия такой пессимистичной установки на жизнь. Надо честно сознаться, что мне это плохо удавалось. Я села в зале под табличкой «искусствовед-консультант» и старалась не отлучаться, чтобы не пропустить заинтересованных в желании понять творчество Андрея зрителей. Их было немного.

Иллюстрация

Но одного я запомнила на всю свою профессиональную жизнь. Он зашел, стеснительно сжимая в руках ушанку. «Не из ученых» — отметила я про себя, продолжая сидеть под своей табличкой. Мне было ясно, что этот зритель долго в залах не задержится, поэтому я углубилась в чтение книги. Прошло достаточно много времени, когда мои глаза отвлеклись от книги. «Безнадежный» зритель внимательно рассматривал картины! Я с нескрываемым интересом подошла к нему, представилась, предложила свою профессиональную помощь. В ответ услышала монолог, который помню до сих пор: «Да я, деточка, впервые пришел на выставку. Недавно вышел на пенсию и решил восполнить пробел в своих культурных познаниях. Картины только в журнале „Огонек“ видел, а вот так — в первый раз. Не могу сказать, что мне нравятся эти картины, наверное, я ещё совсем не разбираюсь в искусстве. Стараюсь понять, что же такое происходит в душе художника, представляю, как он живет. Вот уже всё рассмотрел, да так ничего и не понял... Только собираюсь уйти, а он, как будто, просит: „Не уходи, помоги!“. Деточка, он, наверное, одинокий? Я человек простой, живу тут рядом, в посёлке. Недавно зарезал кабана — хорошее сало сделал. Дай мне адрес художника — я ему сало пошлю! С хлебом получится питательно, может, и оттает душою».

Поблагодарив, я дала обещание, что обязательно напишу художнику о нашей встрече и о благом намерении этого человека.

Наверное, тогда я впервые задумалась, что высшее и всякое другое образование совсем не требуется, чтобы почувствовать через произведение искусства боль его создателя, его неустроенность в нашем мире. Конечно, я написала Андрею письмо об этой встрече. Он ответил, что ради одного такого зрителя стоит и творить, и жить.

Иллюстрация

Жизнь художника нам тогда удалось чуть облегчить: Новосибирская картинная галерея приобрела с выставки несколько полотен Андрея Поздеева. Нам же он подарил небольшую, квадратного формата картину «В мастерской» — печальную, нежную, заполненную одиночеством.

Эта выставка была чуть больше тридцати лет назад. Андрея уже несколько лет нет с нами. Но с ним случилось то, что случается не с каждым творцом. Оставаясь таким же большим и светлым ребёнком, Поздеев при жизни стал знаменитым и благополучным. Его картины — во многих музеях и частных коллекциях мира. А в Красноярске стоит один из первых памятников современному художнику — Андрею Поздееву. Он стоит практически без постамента, всегда в цветах. А ближе к вечеру около него располагаются те, кто сегодня никому не нужен, чья жизнь и человеческая индивидуальность не востребованы временем, обществом...»

На открытии новой выставки Поздеева собрались все, кто сознаёт важность искусства художника и его место в истории искусства Сибири. Это художники Академгородка Е. Юдина, А. Косенков, В. Казак, художники Бердска Е. Барсуков, Г. Удобкин, новосибирский Союз художников представлял заслуженный художник РФ Виктор Бухаров. Его оценка вклада Поздеева в развитие искусства была сформулирована предельно ясно — это вершина мастерства и творческого горения, он ставит Поздеева в ряд самых выдающихся мастеров, таких, как Н. Д. Грицюк. Искусствовед Е. П. Маточкин обратил внимание на источники творчества Поздеева в традиционном сибирском искусстве. Присутствовали и другие свидетели выставки 1978 года — Р. А. Немировская, Ю. М. Лаевский. Выступления переросли в бурную дискуссию о том, насколько различные для каждого из зрителей впечатления оставила выставка прошлая, что изменилось в творчестве художника в следующий двадцатилетний отрезок жизни, представленный на настоящей выставке.

Сегодня это открытые, жизнерадостные картины, которые полны энергии и молодого задора. Художник выставкой 1978 года был окрылён настолько, что его стиль вновь вернулся к палитре молодого Поздеева. Он выкрасил стены новой мастерской в ярко-жёлтый цвет и этим задал высокую планку напряжения своей живописи. Огромные форматы он осваивал с прежним энтузиазмом и ясным пониманием, что должен дарить людям радость. А люди на его картинах стали улыбаться, наперекор всем трагедиям эпохи застоя. Поэтому можно с уверенностью сказать, что сибирская наука подарила человечеству большой кусок этого уникального явления — искусства Андрея Поздеева. И, конечно же, в этом большая заслуга Галины Лаевской, её независимого профессионализма и глубокой человечности. Академик В. Е. Накоряков написал в книге отзывов: «Познакомился с этим художником в семидесятые годы... Считаю его гением».

Выставка Андрея Поздеева состоялась благодаря тому, что существует Красноярский региональный общественный фонд Андрея Поздеева. Он предоставил 28 масштабных живописных полотен. Им изданы три каталога художника, созданы фильмы с кадрами документальных съемок художника, воспоминаниями о нём. Фильмы и каталоги можно посмотреть на выставке. Они никого не оставляют равнодушными, помогают понять увиденное. А 18 декабря состоится вечер воспоминаний о художнике его зрителей, последователей и учеников.

После этой, последней в череде передвижных экспозиций, выставки картины вернутся в Красноярск. Но ещё до 19 декабря в Академгородке будет существовать пространство особой живописной гармонии и доброты — мир картин мастера, которого часто называют «сибирским Матиссом» — Андрея Поздеева.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+572+1