Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 36-37 (2821-2822) 15 сентября 2011 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
В НОВОСИБИРСКЕ

В ознаменование Международного дня грамотности 8 сентября в пресс-центре ГТРК на ул. Вертковской была проведена встреча со специалистами-филологами.

М. Горынцева, «НВС»

В роли приглашённых экспертов выступали Н. Б. Кошкарёва, д.ф.н., главный научный сотрудник Института филологии СО РАН, зав. кафедрой общего и русского языкознания гуманитарного факультета НГУ, и О. М. Исаченко, к.ф.н., доцент той же кафедры. Велась прямая трансляция в сети Интернет, затем по каналу «Россия-24», а позже передача была показана в записи.

У многих телезрителей и интернет-пользователей вызывает беспокойство «реформа русского языка». На это Н. Б. Кошкарёва ответила, что, во-первых, «реформа языка» — ошибочное выражение, на язык как систему воздействовать невозможно, а во-вторых, все предложения, выдвинутые Институтом русского языка имени В. В. Виноградова в 2001–2002 гг., которые обычно имеют в виду в подобных случаях, сравнимы с косметической процедурой. Они лишь закрепляют de facto изменения, уже назревшие в русском языке, а также унифицируют употребление многочисленных заимствований, варьирующее в различных источниках.

Коснулась телеведущая и такого насущного вопроса как ЕГЭ. Официальные данные по ЕГЭ по русскому языку за 2011 г. указывают, сколько всего человек писало тест, сколько получило 100 баллов, а также что с пороговым уровнем не справились 1,4 %. О том, как распределяются остальные баллы и оценки, можно узнать только из неофициального голосования в Интернете: на пятёрку задания выполнили 30 %, на четвёрку — тоже примерно 30 % и на тройку — около 32 %. Это существенно расходится с теми данными, которые новосибирские специалисты получают в результате проверки тотального диктанта. Отличников получается всего 1 %, хорошистов и троечников — по 20 %, двоечников — почти 60 %. А ведь на тотальный диктант приходят люди, заинтересованные в проверке своей грамотности, наиболее активные в своём отношении к родному языку.

— ЕГЭ по русскому языку для нас, филологов, при приёме студентов обернулся кошмаром, — заметила О. М. Исаченко, — потому что язык — это живая система, которую нельзя втискивать в прокрустово ложе тестов. Они не дают реального представления о знаниях, о языковых навыках и умениях человека. Поэтому те формы проверки, которые существовали раньше, в том числе и вступительный экзамен по русскому языку, были более показательны.

Даже диктант, с точки зрения Оксаны Михайловны, является лучшей формой проверки знаний, чем тест. Тотальный диктант, например, среди прочего, позволил выявить общий культурный уровень писавших. Встречались, например, такие словосочетания как «хозяева-рыбовладельцы» вместо «рабовладельцы» или «словенские войска» вместо «славянские». Люди писали слова, но за ними не видели никаких реалий — просто не знали о них.

Какие же меры могут способствовать развитию грамотности?

— Тотальному диктанту, который мы проводим каждый год, предшествуют занятия, куда могут ходить все желающие, чтобы подготовиться. Потом мы проводим разбор ошибок, размещаем информацию на сайте http://totaldict.ru/, где можно найти правила, комментарии, дискуссии о спорных случаях, — сказала Н. Б. Кошкарёва. — Но самое главное — это, конечно, чтение. Очень большой удар по грамотности, на мой взгляд, нанесла отмена школьных сочинений. Раньше сочинения, при всех их идеологизированности, были способом научить людей говорить своими словами, взвешенно, аргументировано доказывать свою точку зрения, формировали навык выражать мысль грамотно и последовательно. С устранением школьного сочинения исчезла и необходимость внимательно вчитываться в те литературные тексты, которые предлагает школьная программа.

— Празднуя День грамотности, можно проводить встречи с интересными людьми, которые хорошо владеют русским языком и являются носителями элитарной речевой культуры. Я рада, что в этом году нам удалось организовать встречу с Дмитрием Быковым. Дело в том, что видеть даже изредка образец грамотно, красиво говорящего человека — это стимул для подражания. «Я хочу говорить, как Дмитрий Быков» — замечательная, позитивная установка, — добавила О. М. Исаченко.

стр. 14

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?26+604+1