Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 4 (2839) 26 января 2012 г.

НАУКА И ИННОВАЦИИ:
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ
ПОДДЕРЖКИ

О материально-технических и экономических проблемах науки и инноваций в нашей стране уже много сказано и написано (в категориях дефицита «финансирования», «состояния материально-технической базы, зарплаты учёных и инженеров»). Значительно меньше сказано о возможностях политико-правовых инструментов обеспечении развития научно-инновационной сферы.

С. Першуткин, преподаватель юридической социологии

Соответственно, недооценивается общественное и экспертное мнение, а также такие социально-управленческие инструменты как общественные слушания, рассмотрения проблемных вопросов на заседаниях депутатских комиссий и комитетов как разновидность контроля за правоприменительной практикой, что в общем и целом вырабатывает определённое отношение к науке и инновациям и определяет убедительность аргументов при дальнейшей защите бюджетных статей, касающихся науки.

Причины и следствия сложившейся ситуации многообразны, но особо отметил бы периферийное положение науки в государственном управлении, о чём свидетельствует достаточно скромное место научной тематики в содержании президентских посланий за последнее десятилетие (наряду с неубедительно прописанной ролью российского государства).

Подобные президентские послания адресованы разным социальным группам и депутатской общественности с целью консолидации, но в свою очередь отражают несформированность отношения к науке со стороны регионального руководства, депутатского корпуса, экспертного сообщества, что требует научного анализа и обсуждения. Неслучайно, например, оказалась утерянной звучавшая ещё в начале реформ идея формирования рынка интеллектуальной продукции, хотя ситуация длительное время остаётся неблагополучной из-за проблем с юридической регистрацией, отсутствием необходимой инфраструктуры и правовых условий.

В то же время в Японии ежегодно патентуется 3тыс. патентов в расчете на 1 млн населения. В РФ этот показатель более чем в 10 раз меньше.

Общее число действующих в нашей стране патентов меньше ежегодного объёма их регистрации в США. Объём интеллектуальной собственности в РФ немного более 100 млрд руб., или в пределах 1–2 % ВВП.

Этот аспект управления наукой и инновациями, вероятно, должен бы стать предметом широких общественных дискуссий, тем более в настоящее время, поскольку начинают формироваться планы законотворческой деятельности Государственной Думы шестого созыва, и активно идет избирательная кампания по выборам 4 марта 2012 г. нового Президента России.

Если говорить коротко, речь должна бы идти о наращивании управленческой составляющей, чтобы в общем и целом правильные лозунги о пользе науки и инноваций были бы переведены на управленческий язык.

На этой основе необходимо определить совокупность политических целей и целей законодательной деятельности на федеральном и региональном уровнях:

1. Наращивание объёмов и масштабов интеллектуальной собственности юридических и физических лиц, и в целом Российской Федерации.

2. Формирование ускоренными темпами рынка интеллектуальных услуг (федерального и региональных).

3. Активный и смелый выход на международный рынок российских предприятий с конкурентно-способной продукцией научно—инновационного и научно-технологического профиля.

Решение этих трёх сложнейших политических задач требует огромных усилий, программно-целевого подхода, оптимизации управленческой деятельности, и самое главное — развертывания в стране массового движения по преодолению патентно-внедренческой неграмотности, что предполагает социальный аудит деятельности патентно-лицензионных и внедренческих служб предприятий, научных учреждений и вузов разных форм собственности, а в дальнейшем превращения этих служб и Роспатента из регистраторов в организаторов масштабной патентно-внедренческой деятельности.

Законодательной опорой и фундаментом предлагаемых идей, вероятно, могли бы стать два новых федеральных закона.

Во-первых, о рынке интеллектуальной продукции и услуг, во—вторых, об управлении научно-образовательной, инновационной и научно-внедренческой сферами в Российской Федерации.

В свою очередь, решение этих вроде бы частных задач, организационно-управленческих по своему содержанию, требует решительных действий в русле вузовской науки, организации подготовки научных менеджеров и менеджеров, способных быть организаторами массового патентно-внедренческого ликбеза, а также приглашения в нашу страну зарубежной профессуры — специалистов по управлению нематериальными активами и интеллектуальной собственностью, а также специалистов по таким сравнительно новым отраслям правоведения как патентное (изобретательское и авторское) право.

Думается, что благодаря политико-управленческим инструментам способна появиться возможность целенаправленного решения задачи формирования национальной инновационной системы, превращения российского общества в общество инноваций и знаний, а России — в крупного экспортера интеллектуальных услуг.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+620+1