Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 48 (2883) 6 декабря 2012 г.

ЗВЕЗДНЫЙ ГОД
ХУДОЖНИКА А. Г. ВАРНЕКА

Выставка фоторепродукций портретов художника-портретиста первой трети XIX века А. Г. Варнека, проходившая в мае этого года в Доме учёных СО РАН, показала, что к портретной живописи неравнодушны многие жители Академгородка. В этой статье хотелось бы выразить, прежде всего, благодарность всем тем, кто написал сердечные отзывы в адрес портретиста и организаторов выставки.

В.А. Варнек, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН

Вот некоторые фрагменты из этих отзывов.

«Удовольствие, полученное от выставки, превзошло все ожидания. Спасибо за труд и любовь к искусству!»; «Восхищена выставкой»; «А. Г. Варнек — художник с большой буквы»; «Рады были прикоснуться к высокому искусству»; «Галерея портретов впечатляет. От нее веет историей и высоким искусством»; «Творчество А. Г. Варнека является значимым для российской истории»; «Выставка поистине великолепна и уникальна. Такого нет ни в одном музее!»; «Выставка несомненно внесла большой вклад в восстановление, сохранение и пропаганду историко-культурного наследия России»; «Спасибо за возможность увидеть такие замечательные лица на портретах. Люди вдохновенные, чистые, благородные и красивые. Очень хочу встречать таких людей в нашей современной жизни. Прекрасные мгновения»; «От выставки в Доме ученых получила огромное удовольствие!»; «Большое спасибо за доставленное удовольствие. Настроение как после посещения нескольких музеев»; «Спасибо за прекрасную выставку! Будто в Третьяковке побывала»; «Спасибо за колоссальную работу! Высокое мастерство, прекрасные лица»; «Спасибо потомку замечательного художника за собранную коллекцию. Такой диапазон лиц, и портреты живые. Дай бог, чтобы таких людей, как на портретах, было побольше!»; «Портреты прекрасны, выразительны, завораживают. Были же настоящие художники-гении»; «Классный портретист. И то, что мы здесь видим — это открытие, очень значительное и приятное. Есть чему поучиться — это настоящий академик»; «Огромное спасибо за выставку. У нас почему-то принято делать популярными два-три имени. А тут такое открытие!»; «Каждый портрет индивидуален, психологичен, чувствуется сходство с оригиналом. Очень жаль, что А. Г. Варнек не написал портрета Пушкина. Уверена, это был бы лучший портрет. Сделать бы постоянную экспозицию работ художника»; «Работы Вашего предка удивительны! Теперь в Интернете буду искать всю информацию о нем»; «Очень интересная экспозиция. Впечатляет!»; «Детский отзыв: очень понравились картины. Особо портрет Лопухина»; «Детский отзыв: мне очень понравилась выставка, особенно портреты Лопухина и Тучниновой. Писала Л. Моисеева — 3 класс, девять лет»; «Отзыв педагога: сегодня детская художественная школа Советского р-на посетила выставку. Детям очень интересно было рассказано о творчестве художника-портретиста А. Г. Варнека и знаменитых людях, изображенных на его портретах. Мне впервые удалось увидеть в таком полном объеме творчество одного художника. Спасибо Дому ученых за организацию этой выставки!»; «Огромное спасибо устроителям этой прекрасной композиции!!!».

Автор представленной на выставке коллекции (пра-пра-правнук художника) хотел бы заметить также, что и все те авторские экземпляры «Науки в Сибири» с моими статьями о художнике и его работах, большую стопку которых я положил на журнальный столик, довольно быстро разобрали посетители выставки. Это свидетельствует о том, что подобные статьи в «НВС» не так уж чужды газете, как может показаться на первый взгляд, т.к. тематика их находится в стороне от основного профиля еженедельника.

Импульсом к написанию настоящей статьи послужило то, что летом этого года я получил от своего хорошего знакомого из Санкт-Петербурга ксерокопию так называемого Собственного списка произведений художника за 1819 год, написанного его рукой и хранящегося в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в Архиве Олениных. Знакомство со Списком показало, что 1819-й год был рекордным для художника по числу созданных в этом году произведений — их оказалось 37, причем большинство из них — это портреты известных людей того времени — генералов, сенаторов, губернаторов и просто неординарных людей. Увы, но почти все эти портреты в настоящее время считаются утерянными.

Что же сохранилось? К счастью, сохранился и сравнительно недавно нашёлся портрет генерала от инфантерии, одного из самых знаменитых героев России П. П. Коновницына (1764–1822), входящий в число главных работ художника (№ 3 в Списке). Он находится в постоянной экспозиции музея «Бородинское поле», и в начале этого года я получил в подарок из музея прекрасное оцифрованное изображение портрета. На прошедшей в Доме учёных выставке фоторепродукция данного портрета размером 30×40 см была одной из самых эффектных. Очень признателен музею!

Иллюстрация
Портрет П.П. Коновницына.

Одним из наиболее эффектных женских портретов на выставке репродукций был поколенный портрет неизвестной молодой женщины в белом платье, найденный также сравнительно недавно и находящийся в экспозиции Государственного Эрмитажа. Поскольку художник писал в основном поясные женские портреты, допускаю, что это, быть может, и есть тот самый поколенный портрет госпожи Яковлевой, который в полученном Списке фигурирует под № 12.

Иллюстрация
Портрет неизвестной молодой женщины в белом платье.

Следующим, привлекшим моё внимание в Списке, является портрет лейб-медика О. К. Каменецкого, «писанный для графа Аракчеева» (№ 15). Замечу, что портретируемый был не простым лейб-медиком. Действительный статский советник Каменецкий Осип Кириллович (1754–1823) известен как первый российский лейб-медик. Он был военным врачом, членом и профессором хирургии в Медико-хирургической академии. В 1814 г. удостоен без экзамена степени доктора медицины. Составил «Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами», которое с 1803 по 1864 г. переиздавалось девять раз! Кроме того, напечатал «Краткое наставление о лечении болезней, вызванных ядами» и «Наставление о лечении больных там, где нет лекарей». В 1817 г. О. К. Каменецкий был избран почетным членом Российской академии наук.

Иллюстрация
Портрет О.К. Каменецкого.

Местонахождение портрета Каменецкого остается неизвестным, однако облик знаменитого врача сохранился в истории. Его я обнаружил сравнительно недавно при знакомстве с прекрасной книгой Галины Миролюбовой «Русская литография» (Центрополиграф, 2006). Среди литографированных портретов знаменитых россиян в ней воспроизведен портрет О. К. Каменецкого работы В. А. Рыбина с оригинала неизвестного художника, выполненный в 1822 году. В монографии говорится, что автора оригинала установить не удалось. Замечу, что когда я взглянул на этот портрет, то тут же увидел в нем все признаки стиля А. Г. Варнека — расположение фигуры, соотношение размеров её и фона, спокойный и добрый взгляд уверенного в себе человека, живость во взгляде. Год исполнения литографии (несколько позже года исполнения оригинала) подтверждает эту гипотезу. Поскольку владелец портрета-оригинала А. А. Аракчеев был ещё жив в то время, когда данный портрет был литографирован (умер он в 1834 г.), то думается, что после выполнения этой работы портрет был возвращен ему. Будет ли когда-нибудь установлено его местонахождение — неизвестно.

Продолжая знакомство со Списком, я остановился на рубрике графических портретов, в которой приведены названия трёх портретов людей из первой десятки самых знаменитых, запечатленных А. Г. Варнеком. Первым в этой рубрике указан портрет писателя и историка, автора 12-томной «Истории государства российского» Н. М. Карамзина, который выгравировал, как сообщается в Списке, для второго издания Российской истории Н. И. Уткин. Тот факт, что рассматриваемый Список имеет статус документа, является убедительным аргументом тому, что портрет-оригинал для гравюры Уткина был выполнен именно в 1919 году. Поскольку гравер Уткин не мог выполнить «свой» портрет Карамзина до создания оригинала, то приходиться сомневаться, что он выполнил его в 1818 году, как говорится об этом в Большой Советской энциклопедии (2-е изд.). Выходит, что оба мастера выполнили свои портреты в 1819 году, после чего Варнеком и был написан обсуждаемый здесь Список. Учитывая, что портрет Карамзина уже обсуждался в моей статье в «НВС», где и был воспроизведен, то отсылаю читателей к данному номеру газеты (№ 6 от 2012 г.). Это же касается и следующего портрета из Списка, на котором запечатлена известная актриса и оперная певица того времени Н.С. Семёнова, прах которой покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (№ 10 от 2012 г.). Ниже приведена краткая биография ещё одного портретируемого А. Г. Варнеком из его Списка, — человека неординарного.

Коцебу Оттон Евстафиевич (1787–1846), капитан 1-го ранга, русский путешественник, писатель. Один из немногих мореплавателей, совершивших три кругосветных путешествия. Входит в число ста великих мореплавателей и в число самых знаменитых путешественников России. В своё первое плавание (1803–1806) Коцебу отправился ещё совсем молодым человеком под командованием самого Крузенштерна. В других плаваниях он уже сам был начальником экспедиций и командиром корабля. Второе из них, совершенное в 1815–1818 гг. на корабле «Рюрик», оказалось исключительно плодотворным по числу сделанных открытий, правда, сам капитан едва не погиб во время сильнейшего шторма. Третье путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие» было совершено в 1823–1826 гг. Книги О. Е. Коцебу, посвящённые описаниям путешествий, произвели сильное впечатление на современников.

Портрет О. Е. Коцебу был выполнен А. Г. Варнеком вскоре после завершения плавания на «Рюрике», и находится он в Государственной Третьяковской галерее. На его основе Г. А. Ухтомский выполнил гравированный портрет знаменитого путешественника, который был воспроизведён впоследствии в первой книге О. Е. Коцебу, изданной в трёх томах в 1821–1823 гг. В статье В. П. Старка «Стихотворение Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый» доказывается, что адресатом пушкинского послания являлся никто иной, как капитан Коцебу. Инициировать его написание мог, по мнению автора, экземпляр книги Коцебу с изображением автора, попавший однажды в руки Пушкина.

Иллюстрация Иллюстрация
Портреты О.Е. Коцебу.

Оба портрета отважного мореплавателя (оригинал и гравюра) воспроизводятся в настоящей статье. Сравнивая эти портреты, можно видеть, что на первом из них изображен довольно простой человек в слегка расстегнутом кителе и без каких-либо приукрашательств, что было свойственно манере Варнека. На более официальном портрете Ухтомского мы видим серьёзного капитана в строгом мундире, застегнутом на все пуговицы. Замечу, что фоторепродукции всех трёх портретов — историка, актрисы и мореплавателя — также экспонировались на выставке в Доме учёных.

В заключение хотелось бы сообщить читателям, что предварительно мы договорились с зав. выставочным отделом Дома учёных СО РАН Ириной Викторовной Бич о проведении в следующем году новой выставки фоторепродукций из моей коллекции. На ней будут представлены работы 16 учеников художника А. Г. Варнека, 11 из которых стали академиками (порядка 60 фоторепродукций большого формата). Спонсором этой выставки, как и предыдущей, будет Ирина Николаевна Тимонова.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+659+1