Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5 (2890) 31 января 2013 г.

ПРИТВОРСТВО И ИСТИНА

В условиях очередной «анти-СОРАНовской» кампании в местных СМИ, использующей, в этот раз, ситуацию вокруг подстанции «Академическая» считаем своим долгом разъяснить сотрудникам Сибирского отделения РАН и жителям Академгородка суть возникшей проблемы.

Иллюстрация
А.Л. Асеев, председатель Сибирского отделения РАН
Иллюстрация
В.К. Юрченко, начальник Управления имущества и земельных ресурсов СО РАН

Безусловно, все мы понимаем тяжёлые проблемы в сфере инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Академгородка, связанные с хроническим недофинансированием этих важнейших отраслей в последние годы. Эти проблемы стали усугубляться при реализации «рыночных» подходов в этой сфере в середине прошлого десятилетия. Был взят курс на демонтаж сложившейся ещё в «доперестроечные» времена и безотказно работавшей многие годы системы, ядром которой являлись высококвалифицированные коллективы Управления электрических и тепловых сетей, Управления водо-канализационного хозяйства и производственных жилищно-эксплуатационных управлений. В начале 2000-х эти изначально некоммерческие организации были преобразованы в государственные унитарные предприятия: ГУП УЭВ и ГУП ЖКХ, т.е. в коммерческие организации. К руководству этими предприятиями были приглашены сторонние люди, козырявшие неоценимым опытом работы в рыночных условиях и обещавшие в кратчайшие сроки вывести систему жизнеобеспечения Академгородка и жилищно-коммунальную сферу на небывалую высоту.

Результаты не заставили себя долго ждать. Штатная численность указанных ГУПов резко сократилась, весь производственный персонал был переведен в оперативно созданные ООО и ЗАО, с которыми заключались договоры на обслуживание и эксплуатацию подведомственных объектов.

В частности, почти тысячный коллектив ГУП УЭВ постепенно был переведён в состав ООО «Городские коммунальные системы», владельцем которого явилась семья прежнего директора ГУП УЭВ В. Б. Любашевского, и вся система жизнеобеспечения Академгородка была передана либо в аренду, либо в эксплуатацию этой коммерческой структуре. В итоге такого «успешного» хозяйствования к середине 2008 года ГУП УЭВ оказался в предбанкротном состоянии.

Уместно привести выдержку из заключения авторитетной комиссии РАН под председательством чл.-корр. РАН А. В. Алексеева от 5 декабря 2008 года, ярко характеризующую сложившееся на то время положение: «Из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны уполномоченных на это должностных лиц в Сибирском отделении РАН были созданы условия для формирования коррупционной схемы деятельности системы жизнеобеспечения новосибирского Академгородка стратегическими ресурсами: электричеством, газом, холодной и горячей водой. Государственное унитарное предприятие „Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения РАН“ и Общество с ограниченной ответственностью „Городские коммунальные системы“, нарушая законодательство, практически „слились“ в единый хозяйственный организм, работающий в интересах коммерческой структуры. Ситуация усугубляется аффилированностью физических лиц — руководителей этих организаций. „Завязанное“ в схему договорными отношениями с ООО „ГКС“ государственное предприятие ГУП УЭВ практически вышло из-под контроля Президиума СО РАН. Данный альянс представляет угрозу безопасности жизнеобеспечивающего комплекса Академгородка — 25 учреждениям РАН и 70 тыс. жителей, которые фактически являются заложниками коммерческих интересов данных организаций».

Отметим, что не без труда, с помощью Областной прокуратуры, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, контроль над системой жизнеобеспечения Академгородка был восстановлен. При этом был выявлен целый букет злоупотреблений, включающий вывод средств предприятий, проведение финансовых операций без согласования с собственником, расчёты фальшивыми векселями и т.д. Выполнение предписанных комиссией РАН мероприятий по исправлению ситуации стоило поста тогдашнему заместителю председателя СО РАН — управляющему делами Сибирского отделения РАН Д. Б. Верховоду, который переместился в кресло генерального директора ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка».

Что мы видим в течение последних лет, прошедших после нормализации ситуации с энерго-, тепло- и водоснабжением Академгородка? Казалось бы, администрация области и мэрия города должны были бы всячески поддержать усилия руководства СО РАН по улучшению ситуации и нахождению совместных путей решения непростых проблем развития системы инженерной инфраструктуры Академгородка. В противоположность этому началась настойчивая деятельность по изъятию федерального имущества и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. В адрес премьер-министра РФ В. В. Путина в апреле 2010 г. и в ноябре 2011 г. без какого-либо согласования с Российской академией наук или с Сибирским отделением РАН (в нарушение установленного законодательством порядка обращения с федеральной собственностью РАН) были направлены письма от руководства области с требованием передать в муниципальную собственность Управление энергетики и водоснабжения СО РАН как имущественный комплекс.

При этом в первом случае была сделана попытка путём внеплановой проверки деятельности предприятия придать некую объективность предлагаемому решению о передаче предприятия в муниципальную собственность. Но результаты проверки, проведённой Росимуществом, не подтвердили целесообразность такой передачи.

Во втором же случае в письме губернатора на имя Председателя Правительства РФ содержалась просто дезинформация о состоянии дел в ГУП «УЭВ СО РАН». Перед этим односторонним решением администрации области был установлен повышенный тариф на холодную воду для Советского района, что вызвало законное возмущение жителей. Одновременно в подконтрольных местной власти СМИ началась истеричная кампания по обвинению Сибирского отделения в распоряжении непрофильными активами (более чем тысячный коллектив высококвалифицированных специалистов ГУП УЭВ в расчёт не принимается), в повышенном тарифе на холодную воду и т.д. Апофеозом этой деятельности явилось заявление губернатора при выступлении перед студентами НГУ об якобы «стратегической ошибке Лаврентьева», оставившим в собственности государства чрезвычайно дорогостоящие земельные и имущественные ресурсы Академгородка!

В конечном итоге и вторая попытка руководства НСО «муниципализировать» федеральное имущество новосибирского Академгородка потерпела крах.

Тем не менее, даже в таких условиях руководство Сибирского отделение РАН твёрдо исходило и исходит из необходимости конструктивного взаимодействия всех субъектов, хозяйствующих на территории Академгородка, и налаживания плодотворной работы с администрацией области и мэрией в рамках Поручения В. В. Путина по созданию центра образования, исследований и разработок на территории новосибирского Академгородка, формирования Долгосрочной целевой программы развития Советского района г.Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН и продолжает надеяться на столь же конструктивную позицию, здравый смысл и добрую волю правительства НСО. Однако последующее развитие событий показало, к сожалению, нереализуемость этих надежд.

Ещё в 2007 году инициаторами создания Технопарка были приняты важные решения о строительстве целого ряда объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для обеспечения потребностей самого Технопарка, а также для дальнейшего развития Новосибирского научного центра СО РАН. В их числе была и новая подстанция «Академическая». При этом, безусловно, имелось в виду, что новая подстанция заменит старую, построенную ещё в 1961 году, и станет органической частью системы энергоснабжения Академгородка, без изменения федеральной формы собственности. Фактически начиная с 2007 года и велось сооружение этого объекта, вначале — Управлением энергетики и водоснабжения СО РАН, а позднее — Управлением капитального строительства НСО. Ни в том, ни в другом случае разрешение на строительство надлежащим образом оформлено не было.

После того, как не состоялась планируемая администрацией области передача ГУП «УЭВ СО РАН» в муниципальную собственность, руководство Сибирского отделения РАН решило уточнить статус будущего объекта электроэнергетики. И тогда стало ясно, что предполагается её продажа с целью возврата затраченных средств в областной бюджет (уместно провести аналогию с активно расследуемой сейчас схемой «Оборонсервиса»). Предложенное решение абсолютно неприемлемо для СО РАН, так как разрушает единство систем жизнеобеспечения и инженерной инфраструктуры новосибирского Академгородка и Новосибирского научного центра СО РАН федеральной формы собственности и возвращает нас к временам работы коррупционной системы ГУП УЭВ — ООО «ГКС». Самое главное обстоятельство состоит в том, что к этому времени СО РАН добилось решения Правительства РФ о масштабном строительстве служебного жилья для молодых учёных и строительства фактически новой очереди Академгородка — жилого комплекса малоэтажных домов «Каинская заимка». Осуществление этих проектов без надежной системы энергоснабжения федеральной формы собственности по авторитетному мнению подрядчиков вне всякого сомнения приведет к удорожанию и затяжке сроков строительства.

И тут областная администрация в уже обычном стиле совершает маневр в духе крутых детективов — без какого-либо согласования с СО РАН или с РАН направляет обращение в Фонд РЖС о принудительном изъятии земельного участка под подстанцией в собственность Новосибирской области. Наше обращение в Фонд РЖС, который обладает правом изъятия земель федеральной формы собственности, позволяет лишь отсрочить искомое для администрации области решение. Единственным продуктивным действием по защите федеральной собственности земельного участка становится иск в арбитражный суд по сносу незаконно построенных на земельном участке объектов. Основанием для этого явились результаты проверки использования интересующего область земельного участка, проведенной Росимуществом по инициативе Фонда «РЖС». В акте проверки от 16.08.2012 г. зафиксировано, что «на рассматриваемой части земельного участка 54:35:000000:309 размещены не введённые в эксплуатацию объекты электроэнергетики при отсутствии установленных действующим законодательством разрешительных документов на возведение объектов капитального строительства». Этим же актом Росимущество обязало Сибирское отделение РАН как правообладателя рассматриваемого участка «принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений земельного и градостроительного законодательства при использовании указанного федерального земельного участка».

Разумеется, мы рассчитываем, что в результате судебного разбирательства будет принято мировое соглашение с полным учётом законных прав СО РАН на передачу подстанции в единую систему энергоснабжения Академгородка федеральной формы собственности. В отличие от того, что утверждают наши оппоненты, в том числе и Д. Б. Верховод, имеются многочисленные примеры передачи имущества в федеральную собственность, такие как передача объектов универсиады в Казани Приволжскому федеральному университету, объектов саммита АТЭС во Владивостоке Дальневосточному федеральному университету и научному центру ДВО РАН и т.д. Желающий — делает, а нежелающий — ищет причину! Будем надеяться, что разум и добрые отношения победят и будет найдено цивилизованное решение этой неожиданно непростой проблемы на благо всех работающих и живущих в нашем замечательном Академгородке.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+665+1