Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 18 (2903) 8 мая 2013 г.

ПЯТЬ ЛЕТ — ПЯТЬ ШАГОВ
НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ

Краткая информация о результатах деятельности руководства Сибирского отделения РАН в период 2008–2013 гг.

Академик А.Л. Асеев

Презентация доклада академика А. Л. Асеева.

Иллюстрация

Нынешнее Общее собрание подводит итоги не только прошедшего 2012 года, но и в целом пятилетнего периода деятельности руководства Сибирского отделения. Имея в виду, что перевыборы состоятся на Общем собрании СО РАН в Москве в конце мая, сегодня я решил ограничить краткий отчёт о работе руководства Сибирского отделения за пять лет только основными положениями, чтобы дать научной общественности и средствам массовой информации общее представление о том, что было сделано, и назвал его, быть может, не вполне по-научному строго: «Пять лет — пять шагов навстречу будущему».

Шаг первый — концепция развития

Концепция развития Сибирского отделения Российской академии наук до 2025 года была принята в 2009 году. Это было сделано впервые в новейшей истории Российской академии наук, после нас аналогичные концепции приняли Уральское и Дальневосточное отделения, и такую же концепцию подготовила Большая академия.

Концепция детально прописана по направлениям деятельности и, что крайне важно, реально выполняется.

В соответствии с принятой Концепцией развития СО РАН расширена сеть центров коллективного пользования, подготовлены проекты создания установок mega-science в ядерной и солнечно-земной физике, построена научная станция на о. Самойловский, укреплена сеть геофизических станций, музеев, стационаров и обсерваторий.

И самое главное, что также произошло впервые за последние годы, организованы четыре новых института: Молекулярной и клеточной биологии в Новосибирском научном центре, Угля, Углехимии и химического материаловедения в Кемеровском научном центре, Физического материаловедения в Бурятском научном центре. Правда, хочу, чтобы высокое Собрание не забывало — прежде чем их организовать, мы ликвидировали девять юридических лиц.

Шаг второй — инновации

Мы знаем, какое большое внимание руководство страны уделяет переводу экономики на инновационные рельсы. Программа развития инновационной деятельности в Сибирском отделении РАН принята решением Президиума СО РАН в 2011 году.

Основные её направления:

— развитие минерально-сырьевой базы, освоение и переработка месторождений полезных ископаемых;

— технологии глубокой переработки углеводородов;

— технологии переработки угля для получения тепловой и электрической энергии, кокса, водорода и новых углеродных материалов;

— машиностроение и силовая энергетика;

— нанотехнологии и наноматериалы;

— информационные технологии и приборостроение;

— новые технологии в медицине и биотехнологии;

— фундаментальные исследования для обороны и безопасности.

Фактически эта программа представляет собой программу работы с ведущими корпорациями. По всем направлениям уже получены реальные результаты, некоторые из которых озвучены в отчёте Общему собранию за 2012 год.

По оценке Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, общий объём коммерциализации результатов инновационной деятельности институтов Отделения при реализации программы на период до 2020 года может достигнуть трёх триллионов рублей.

Шаг третий — работа на оборону
и безопасность

В 2012 году создан Центр фундаментальных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности.

Состав участников Центра:

— Сибирское отделение РАН, г.Новосибирск;

— ОАО «НИИ молекулярной электроники и завод «Микрон», г.Зеленоград;

— ОАО «Концерн радиостроения «Вега», г.Москва;

— ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»; ОАО «Тураевское машиностроительное КБ «Союз», г.Лыткарино;

— ОАО «Информационные спутниковые системы» им. ак. М. Ф. Решетнёва, г.Железногорск;

— ОАО «ФНЦП Алтай»; Ассоциация «Межрегиональный центр наноиндустрии «Алтайнано», г.Бийск;

— ОАО «Российская электроника», г.Москва;

— ОАО НПК «Оптические системы и технологии» — ОАО «Швабе», г.Екатеринбург.

Могу сказать, что участники Центра — это ведущие предприятия в своих отраслях не только в России, но и в мире. О конкретном содержании работ по некоторым из направлений сказано в отчётном докладе. Речь идёт об очень серьёзной работе.

Шаг четвёртый —
программа «Жилище»

Понятно, что наука не может эффективно работать без непрерывного обновления кадров. В результате принятых мер, включая обращения в Президиум РАН и к высшему руководству страны, запущена программа «Жилище». За два последних года (2011–2012 гг.) улучшили свои жилищные условия 845 семей во всех научных центрах Сибирского отделения. По итогам 2013 г. планируется улучшение жилищных условий ещё 116 семей. Таким образом, за три года своё жилищное положение поправит 961 семья. Мы рассчитываем, что эта программа будет продолжена, как минимум, и в следующем году, и будем работать в этом направлении. Без обеспечения как ведущих, так и молодых учёных комфортным современным жильём по доступным ценам все слова о науке и инновациях теряют силу.

Шаг пятый — развитие академгородков
и научных центров

Мы приняли серьёзные меры по развитию новосибирского Академгородка и других научных центров СО РАН. Сибирское отделение берёт на себя обязательство увеличить финансирование из всех источников, привлекаемое на территорию научных центров и, в первую очередь, новосибирского Академгородка.

Конкретный результат деятельности в этом направлении — Долгосрочная целевая программа Новосибирской области «Комплексное развитие Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН», которая была утверждена Правительством Новосибирской области 10 декабря 2012 г. Законодательным собранием области утверждено дополнительное финансирование из бюджета области на 2013 г. в размере 626 млн руб.

Такая работа должна быть распространена и на другие научные центры Отделения. Пользуюсь случаем напомнить, что в Кемерово принято решение о строительстве Академгородка, администрация Кемеровской области оплатила разработку соответствующего проекта. Выделен участок в хорошем месте, на берегу р.Томь рядом с Ботаническим садом Кемеровского научного центра — всё в лучших традициях наших академгородков.

В этом году прошли переговоры с Президентом Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисовым, и он тоже поддержал решение о строительстве для начала в районе Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова академического квартала, который впоследствии станет зародышем академгородка в Якутске. Словом, открываются хорошие перспективы.

Но мы смотрим дальше, и следующий шаг — это Федеральный закон «О статусе Академгородков в Российской Федерации», который внесён в Государственную Думу депутатами А. А. Журавлёвым и С. А. Жигаревым 19 марта 2013 г. Следует подчеркнуть, что это продолжение инициативы Валентина Афанасьевича Коптюга 90-х годов на новом историческом этапе. Законопроект сразу вызвал много споров и комментариев. Должен сказать, что главная его цель — это не какой-то сепаратизм, отделение, обособление или передел финансовых потоков. Главная цель федерального закона — это гарантии того развития на территории академгородков, которому посвящены предыдущие четыре шага. Главное, что следует подчеркнуть — развитие наших академгородков, в первую очередь Новосибирского и Томского, даст мощный стимул для развития Новосибирска и Томска как признанных центров науки, образования и инноваций в Сибири и в России в целом.

Несколько слов о том, что делал лично председатель Сибирского отделения для развития научных центров. Есть простая статистика: за пять лет состоялось более 60 командировок в научные центры СО РАН и более 40 встреч с высшим руководством регионов Сибири — губернаторами и главами регионов. И надо сказать, что эта деятельность принесла неплохие плоды — институты СО РАН являются полноправными участниками, в ряде случаев ведущими, программ социально-экономического развития практически всех регионов большой Сибири.

Результаты нашей повседневной организационной работы подробно изложит в своём докладе ак. Н. З. Ляхов, поэтому ограничусь несколькими общими итогами.

Правительство страны выполняет свои обязательства по отношению к Сибирскому отделению, и это надо ценить. Бюджетное финансирование растёт и в этом году составит 17 млрд руб.

По внебюджетному финансированию мы преодолели важный барьер — с уровня предыдущих лет в объёме 4–5 млрд в этом году впервые превзошли рубеж в 7 млрд рублей. В то же время, должен привлечь внимание, что финансирование из фондов РФФИ и РГНФ, которое серьёзно выручало нас в самый тяжёлый период 90-х — начале 2000-х, к сожалению, утрачивает свою роль, на протяжении последних лет оставаясь без изменений. Необходимо переориентироваться на иные источники внебюджетного финансирования, некоторые из них названы выше.

Средняя заработная плата работников СО РАН из всех источников с учётом районного коэффициента, надбавок за выполнение работ по грантам, договорам и проектам ФЦП у научных сотрудников в прошедшем году впервые преодолела отметку 50 тыс. руб., вдвое превысив среднюю по региону. Предваряя возникающие вопросы, прошу учесть, что в таких регионах, как Республика Саха (Якутия) районный коэффициент превышает два. Таким образом, соответствующее поручение Президента РФ выполнено досрочно. Для всех категорий работников заработная плата также находится на неплохом уровне 36 тыс. руб.

В сфере капитального строительства несколько лет назад мы столкнулись с тяжёлой ситуацией, когда объём его финансирования начал стагнировать и даже заметно уменьшаться. С большим трудом эту кривую удалось переломить в сторону роста. В 2013 г. мы ожидаем поступления из федерального бюджета на нужды капстроительства более 890 млн руб. (включая гражданское строительство, жилищное строительство и выполнение спецпрограмм). Общий объём государственных капитальных вложений в эту сферу за период 2008–2013 гг. составит 2614 млн руб.

В заключение — несколько слов о том, что является чрезвычайно актуальным в положении Академии, особенно в предвыборный период и в условиях противостояния с Министерством образования и науки, которое, к сожалению, стало реальностью нашей сегодняшней жизни.

Предложения по повышению эффективности работы Сибирского отделения РАН были переданы руководству РАН и Министерства образования и науки РФ ещё летом 2012 году. Они были формально одобрены, но никаких последствий это не вызвало. Но я думаю, что мы будем продолжать на них настаивать.

Нам нужно обеспечить более активное участие Отделения в процессе бюджетного планирования в части, относящейся к СО РАН. Должен сказать, что существуют и противоположные тенденции, которые необходимо преодолеть.

Должны быть определены механизмы развития Отделения, в том числе привлечения инвесторов для развития материально-технической базы и завершения «недостроя». В этом направлении есть серьёзное продвижение — впервые после многочисленных категорических отказов предыдущих периодов появилось поручение вице-премьера Д. О. Рогозина от 31.01.2013 РД-П8-554 о снятии ограничений для использования на эти цели внебюджетных средств. Появилась реальная возможность справиться с «недостроем», который есть у нас во всех научных центрах.

Целесообразен постепенный переход от преимущественно базового к преимущественно конкурсному бюджетному финансированию в рамках целевых программ, интеграционных проектов, программ РАН, деятельности Приборной комиссии, центров коллективного пользования. По этому пути мы уверенно идём. Обсуждается положение о введении премиальной системы бюджетного финансирования по результатам работы институтов и подразделений, но, думаю, от этого нам не уйти. Имеется в виду не перекройка нашего имеющегося бюджета, а получение дополнительных средств от Правительства РФ.

Будет продолжена подготовка пилотного проекта по повышению конкурентоспособности и рейтинга объединённой структуры НГУ — СО РАН, основой которого является интеграция интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов институтов Новосибирского научного центра и НГУ. В перспективе эта практика может быть распространена и на другие ведущие вузы регионов Сибири.

В решении кадровой проблемы мы должны сформировать конкретные предложения по привлечению молодых научных сотрудников в состав руководства институтов и Президиума СО РАН. Призываю осуществить эту важную работу в течение мая.

Идёт серьёзная работа по реализации поручения В. В. Путина по созданию центров исследований, образования и разработок в Томске и Новосибирске на основе научно-образовательного и инновационного потенциала Отделения. Приходится преодолевать значительные трудности, имеются нестыковки с планами местных властей, но, тем не менее, процесс идёт в нужном направлении.

Наконец, имеется колоссальная потребность регионов в развитии имеющихся научных центров и расширении их сети. Наиболее серьёзный прогресс за последние пять лет достигнут в Кемеровском научном центре, который вышел на новый качественный уровень. Я должен выразить благодарность академику А. Э. Конторовичу и его коллегам по КемНЦ, а также руководству Кемеровской области за проведённую огромную работу. На повестке дня — образование Ямало-Ненецкого и Алтайского научных центров СО РАН. Запрос со стороны администраций этих регионов сформулирован довольно чётко, есть твёрдое желание последовательно добиваться намеченной цели. Думаю, важные шаги в этом направлении будут сделаны уже нынешним летом.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+679+1