Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34-35 (2919-2920) 5 сентября 2013 г.

О ЗАКОНОПРОЕКТЕ
«О РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК…»

Резолюция Конференции научных работников Российской академии наук «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук».

Иллюстрация

Подготовленный без общественного обсуждения и лишенный какого-либо обоснования, законопроект «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был утвержден уже в двух чтениях Государственной Думой РФ. Основные положения этого документа, а также методы его продвижения, вызвали крайне негативную реакцию в научном сообществе.

Российская академия наук — главное научное учреждение страны, система исследовательских институтов, а также организаций, обеспечивающих ее деятельность. Несмотря на прекращение роста бюджета РАН, доля которого составляет сейчас менее 20 % от государственных расходов на гражданские научные исследования, она является наиболее эффективным сектором российской науки. Ученым академических институтов принадлежит более половины всех публикаций в реферируемых журналах, и это — самые цитируемые публикации. Из всех научных организаций страны, РАН обладает наивысшим потенциалом для получения новых фундаментальных знаний о природе и обществе, разработки планов научно-технологического развития страны и экспертизы крупных проектов государственного значения.

Принятие закона разрушит Российскую академию наук, систему ее научных институтов и нанесет невосполнимый ущерб российской науке и всей нашей стране. Законопроект передает управление научными исследованиями чиновникам и лишает науку возможности свободного развития. Недопустимо уничтожение самоуправления, выборности руководителей, лишение региональных отделений РАН прав юридического лица, передача институтов и имущества, необходимого для научной работы, в ведение вновь создаваемого органа управления с не определенными законом полномочиями. Абсурдно объединение трех академий в одну. Это приведет к созданию громоздкой неэффективной структуры и нарушит баланс между научными дисциплинами. Фактически в законопроекте речь идет об уничтожении РАН и создании новой организации под тем же названием, но с совершенно иными, по сути декоративными, функциями.

Особую обеспокоенность вызывает судьба коллективов научно-исследовательских институтов, а также социальных учреждений РАН. Непродуманная реформа и передача управления в руки непрофессионалов, не имеющих корней в научной среде, приведет к распаду научных коллективов и научных школ. Значительная часть работающих в России ученых, прежде всего молодых научных работников, будет вынуждена сменить профессию или покинуть страну, что нанесет удар по безопасности и конкурентоспособности нашего государства. Выбранный правительством РФ путь «точечной» поддержки отдельных проектов, лабораторий и групп на фоне разгрома всей академической науки является тупиковым для прогресса науки в России. Наука — единый организм. Недопустим должным образом не обоснованный, волюнтаристский подход к передаче институтов РАН в другие организации, тем более без одобрения научными коллективами.

Российскую академию наук можно и нужно реформировать, но не ценой ее уничтожения. Участники конференции поддерживают предложения по реформированию РАН, изложенные в предвыборной программе Президента РАН академика В. Е. Фортова, и считают необходимым конкретизировать и дополнить эти предложения. Дальнейшее обсуждение и практическую реализацию выдвинутых предложений следует проводить на основе Устава РАН и решений Общего собрания РАН.

Разрушение российской науки является подрывом одной из основ российской государственности. Внесение законопроекта и его продвижение в Государственной Думе сопровождалось клеветнической кампанией против РАН, дезинформировавшей общественность и законодательную власть. Мы квалифицируем действия всех должностных лиц, взявших на себя ответственность за законопроект, как деструктивные, некомпетентные и преступно безответственные.

Мы выражаем недоверие заместителю Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец и министру образования и науки Д. В. Ливанову и требуем их отставки.

Мы требуем от Правительства РФ отзыва законопроекта из Государственной Думы. Если Правительство РФ не отзовет законопроект, мы призываем Государственную Думу вернуть его в первое чтение и провести голосование только после всестороннего обсуждения деталей реформы с научной общественностью.

Не дадим уничтожить Российскую академию наук!

Спасем российскую науку!


О РЕФОРМАХ
В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Резолюция конференции научных работников Российской академии наук «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук».

Необходимость реформ в сфере науки давно назрела. В научном сообществе сложилось общее понимание их смысла и направленности.

Вопрос в том, кто будет реформы проводить.

Ясно, что реформы не могут быть доверены дискредитировавшему себя руководству Министерства образования и науки, неспособному найти общий язык с учёными.

Провести реформы может и должно только само научное сообщество в контакте с представителями власти.

Для этого Российская академия наук должна сохранить свой уникальный статус, автономию и самоуправление, независимость от далеких от науки чиновников, иметь свободу распоряжаться выделяемыми ей государственными ресурсами в соответствии с Уставом РАН и законами РФ, подчиняться напрямую Президенту России. Мы рассчитываем, что новое руководство РАН будет действовать в новом стиле, считая главной своей задачей создание нормальных условий для работы учёных.

На конференции инициативными группами научных работников, отделениями РАН и Советами при Минобрнауки был представлен ряд предложений по совершенствованию деятельности РАН.

Конференция даёт полномочия Оргкомитету сформировать Комиссию для обобщения мнений, высказанных в ходе Конференции, разработки от имени конференции результирующих предложений по реформе в РАН и доведения их до сведения Общего собрания РАН, а также до руководства законодательной и исполнительной власти страны.

Все реформы в Российской академии наук должны проводиться на основе Устава РАН и исходить из того, что РАН служит обществу и государству, осуществляя свою деятельность в четырёх главных направлениях.

1. Проведение научных исследований с целью получения новых знаний и содействия технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.

2. Обучение студентов и аспирантов, подготовка инженеров, преподавателей и научных работников с целью воспроизводства высококвалифицированных кадров для общества и экономики страны.

3. Проведение научной экспертизы государственных проектов и программ развития наукоемких секторов экономики.

4. Распространение в обществе уважения к науке и научных взглядов на процессы в природе и обществе.

Разработанные Комиссией предложения должны соответствовать следующим основным принципам и положениям:

1. Обеспечение прозрачности в деятельности всех без исключения академических структур, включая систему управления имуществом. Создание ревизионной комиссии РАН.

2. Развитие конкурсных процедур при назначении на научные и административные должности. Выборность директоров институтов. Ограничение совмещения административных постов. Регулярная ротация руководящих кадров.

3. Сохранение статуса региональных отделений и научных центров РАН.

4. Широкое применение конкурсных процедур, включающих профессиональную научную экспертизу, и предотвращение конфликта интересов при распределении финансирования по программам РАН.

5. Регулярная экспертиза деятельности институтов, лабораторий и научных сотрудников независимыми экспертными комиссиями с международным участием.

6. Интеграция институтов РАН в международный исследовательский процесс. Создание нормативных возможностей и инфраструктуры как для привлечения зарубежных ученых в институты РАН, так и для облегчения мобильности ученых внутри России. Введение системы международных постдоков и научных сотрудников-визитеров.

7. Решение проблемы возрастного состава РАН. Разработка механизмов карьерного роста.

8. Повышение роли докторского корпуса в Общем собрании РАН, её отделениях, секциях и научных советах как в научных и научно-организационных вопросах, так и при отборе кандидатов в члены РАН.

9. Расширение деятельности и ответственности РАН в системе высшего образования. Передача нескольких университетов в городах с крупными научными центрами в ведение РАН в ранге академических университетов наряду с организацией университетских кафедр в институтах и академических лабораторий в университетах.

10. Создание адекватной академической системы информирования общества о научных достижениях и жизни РАН.

11. Совершенствование Устава РАН. Внесение в Устав РАН положения о созыве Общего собрания РАН по требованию 20% его членов. Безусловное сохранение пожизненного членства в РАН.


О ПРОДОЛЖЕНИИ КОНФЕРЕНЦИИ

Резолюция конференции научных работников Российской академии наук «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук».

Учитывая:

— неопределленность перспектив дальнейшего рассмотрения законопроекта «О Российской академии наук» в Государственной Думе,

— непредсказуемость следующих шагов законодательных и исполнительных органов власти по отношению к РАН,

— возможную необходимость эффективного взаимодействия научной общественности с Общим собранием РАН и Президиумом РАН,

считаем необходимым не закрывать Конференцию научных работников РАН, а сделать её постоянно действующей.

Для этого поручаем Оргкомитету Конференции:

1) продолжить свою работу и при необходимости возобновить заседания Конференции;

2) постоянно поддерживать в рабочем состоянии интернет-ресурсы Конференции и публиковать на них обновления материалов о ситуации вокруг РАН;

3) поддерживать и развивать возникшие горизонтальные связи и прочие ресурсы, обеспечивающие непрерывность деятельности Конференции.

Москва, 29–30 августа 2013 г.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+693+1