Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49-50 (2185-2186) 25 декабря 1998 г.

"ИНТЕГРАЦИЯ" -- ПРОГРАММА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

4 и 5 декабря в томском Академгородке прошло выездное заседание Президиума СО РАН. В первый день заседания состоялось своеобразное представление членам Президиума Отделения фундаментальных научных достижений Томского научного центра. С научными докладами выступили сотрудники научного центра: к.ф.-м.н. Ю.Гейнц -- "Нелинейно-оптические эффекты в атмосферном аэрозоле", д.х.н. Л.Алтунина -- "Физико-химические проблемы увеличения нефтеотдачи", академик В.Панин -- "Физическая мезомеханика материалов -- новое мультидисциплинарное научное направление", член-корреспондент РАН С.Бугаев -- "Гетерогенные процессы в электрических разрядах атмосферного давления и их применение", член-корреспондент РАН М.Кабанов -- "Международная программа "Экологический мониторинг Большого Васюганского болота: исследование современного состояния и процессов развития".

Во второй день, 5 декабря, состоялось совместное заседание Президиума СО РАН и советов ректоров вузов Сибири. Главная его цель -- проработать вопросы взаимодействия научных и вузовских учреждений для более эффективного использования интеллектуального потенциала Сибири.

Открыл совместное заседание председатель СО РАН академик Н.Добрецов. Он отметил, что программа "Интеграция" послужила мощным толчком к активной совместной работе академических и вузовских организаций. Региональные научно-образовательные центры, например, в Красноярске, Томске самым активным образом стали решать проблему взаимодействия вузовской и академической науки с властными структурами, эффективно взялись осуществлять инновационные проекты. Все больше налаживается взаимодействие между регионами в рамках "Сибирского соглашения". Все настойчивее пробиваются новые формы -- образование через исследование.

С обстоятельным докладом выступил губернатор Томской области В.Кресс. Он рассказал о политике администрации области в научно-образовательной сфере.

Проблемным было выступление министра общего и профессионального образования России В.Филиппова. Он указал, что интеграция -- это уже веление времени. И сами регионы активно взялись за процессы интеграции во многом показывая пример центру. Сама жизнь подсказывает оптимальные формы интеграции.

Председатель Президиума Томского научного центра профессор В.Крутиков познакомил слушателей со структурой и достижениями как Томского научного центра, так и всего научно-образовательного комплекса, назвал основные программы и их задачи в целом. Задачи программы "Интеграция" для томичей сводятся к следующим:

-- совершенствование механизмов взаимодействия научных и образовательных учреждений между собой, с органами государственной власти и с субъектами хозяйственной деятельности, обеспечивающих эффективное использование интеллектуального потенциала, а также привлечение дополнительных средств в образование, науку и разработку новой техники и технологий;

-- отработка форм интеграции научно-образовательных учреждений в рыночные структуры различного типа;

-- формирование организационной региональной и межрегиональной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность научно-образовательной, научно-технической и инновационной деятельности, развитие межрегионального и международного научно-образовательного и научно-технического сотрудничества;

-- укрепление материальной базы научных и образовательных учреждений Томской области, формирование и развитие коллективных научно-производственных и образовательных структур.

Руководитель федеральной программы "Интеграция" академик В.Шорин рассказал о проделанной работе. В частности, о создании нормативно-правовой базы и Совета интеграционной программы. Сейчас важнейший вопрос -- финансирование. Также он рассказал, что в стране около трехсот учебно-научных центров. Все больше в Совет программы поступает заявок на участие в программе. Если в 1997 году было 800 заявок, то на следующий год -- 1700.

Выступавшие ректора вузов, руководители советов ректоров рассказывали о процессах интеграции в своих учебных заведениях, а также в тех регионах, которые они представляли. Вырисовывается картина достаточно устойчивых интеграционных процессов по многим направлениям научной и образовательной деятельности. Причем, порой интеграционные процессы выходят за рамки первоначальных задач. Так, проблемы экологии Кузбасса и Алтая побудили научные и властные структуры начать поиск совместных решений для устранения причин экологического бедствия в этих двух регионах. В научно-образовательных комплексах все шире практикуется создание объединенных кафедр, совместных лабораторий, подготовка и стажировка специалистов в системе академической науки. Уже возникает необходимость создания единых экспертных советов.

Многие выступающие поднимали проблему старения научных кадров, необходимости в связи с этим интенсификации интеграционных процессов академических учреждений с вузами, чтобы привлекать научную молодежь к исследовательской работе.

Содержательно проходила и дискуссия. Неожиданно высветились новые темы. Отраслевая наука фактически распалась, гибнет, с болью говорил Г.Грицай, доктор наук из Кемерова. Он призвал к поиску механизмов взаимодействия вузов, академических учреждений с отраслевой наукой. Одним из немногих позитивных было выступление К.Комарова, ректора Новосибирского университета путей сообщения и транспорта. Он рассказал, что у транспортников помимо проблем есть и деньги, с помощью которых можно решать проблемы этой отрасли, но нужны свежие идеи.

В заключительном слове Н.Добрецов сказал, что интеграция приобретает необратимый процесс. Сама жизнь подсказывает решения и не надо их игнорировать. Есть возможность сочетать постоянные творческие коллективы с временными для решения тех или иных задач. Структура СО РАН интеграционная, в отличие, например, от вузовской, где каждый вуз вынужден конкурировать в борьбе за абитуриентов. Сейчас, когда вся промышленность лежит на боку, выход для участников программы "Интеграция" видится в создании технопарков, в насыщении вузовских и научных лабораторий самым совершенным оборудованием. Надо лишь творчески подходить к задачам, выдвигаемым жизнью.

Участники совместного заседания приняли по обсуждаемому вопросу решение.

Г. Горчаков, наш корр.

г. Томск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+79+1