Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49-50 (2185-2186) 25 декабря 1998 г.

ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Выступление главы Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", губернатора Томской области Виктора Кресса на совместном заседании Президиума СО РАН и советов ректоров вузов Сибири.

Томск -- старейший в азиатской части России образовательный и научный центр. С основания в 1878 году Томского университета началась история высшего образования на огромной территории Российского государства к востоку от Урала.

Томский научно-образовательный комплекс это: 6 университетов (классический, политехнический, медицинский, педагогический, систем управления и радиоэлектроники, архитектурно-строительный), два из них -- ТПУ и ТГУ -- занесены указами президента России в Государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; 7 филиалов и отделений других государственных и негосударственных вузов; 16 академических институтов государственных академий, в том числе: Российской академии наук -- 9, Российской академии медицинских наук -- 5, Российской академии сельскохозяйственных наук -- 1, Российской академии образования -- 1; 9 научно-исследовательских институтов при вузах; 20 отраслевых НИИ; 9 научных музеев; 5 научных библиотек; 2 технопарка; 2 инновационных центра. В учреждениях научно-образовательного комплекса работают и учатся: около 700 докторов наук, 23 действительных члена и члена-корреспондента государственных академий; более 4000 кандидатов наук; около 50 000 студентов всех форм обучения по 141 специальности, 1500 аспирантов.

Сегодня Томский научно-образовательный комплекс является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом. По концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск опережает Москву и Санкт-Петербург: на каждые 10 тысяч жителей приходится 12 профессоров, 70 кандидатов наук, 320 научных сотрудников, 750 студентов.

Администрация и областная дума Томской области выделяют в качестве приоритетных направлений проблемы развития уникального научно-образовательного комплекса, использования его интеллектуального потенциала в интересах социально-экономического развития области, превращения его в производительную силу общества.

Среди приоритетных задач в области развития научно-образовательного комплекса можно выделить следующие основные направления:

1. Поддержка развития направлений фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки и техники с целью сохранения лидерства научно-образовательного комплекса Томска в РФ.

2. Создание инфраструктуры современной информационной базы, обеспечивающей доступ к глобальным системам информации и связи и использование новых информационных технологий для эффективного проведения научных исследований, развития новых форм образования и обучения.

3. Развитие работ по организации на базе Томского научно-образовательного центра центров коллективного использования для научно-образовательного сообщества Сибири, используя колоссальный информационный потенциал, созданные технический и технологический уровни для обеспечения деятельности таких центров.

4. Сохранение и развитие условий по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации по ключевым направлениям научно-технического прогресса для науки, высшего образования и промышленности РФ.

5. Развитие инновационной деятельности.

Что сделано за последние годы по реализации указанных направлений? С 1996 года администрацией Томской области ежегодно проводится конкурс на звание "Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки", на проведение которого из бюджета области ежегодно выделяются 1,5 млн рублей. Оказывается поддержка в виде областных премий 30 ведущим научным и научно-педагогическим коллективам, а также 350 ученым, преподавателям, аспирантам, учащимся школ и училищ по программе "Одаренные дети".

В последние два года заключено соглашение с Фондом Сороса по совместному финансированию победителей конкурсов учителей, студентов, аспирантов, доцентов, профессоров. За этот период лауреатами стали около 250 человек и на финансирование индивидуальных грантов из Фонда Сороса было получено более 310 тыс долларов.

В 1998 году администрацией Томской области совместно с РГНФ и РФФИ объявлено проведение двух региональных конкурсов.

Региональный конкурс грантов РФФИ, администрации Томской области и правительства Республики Алтай посвящен проблемам охраны окружающей среды и экологии природно-территориальных комплексов с планируемым объемом финансирования на 1998 г. 4 млн руб.

Одновременно проводится первый в России региональный конкурс РГНФ и администрации Томской области "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" с планируемым объемом финансирования на 1998 год 1 млн рублей.

В целом, в ТНОК в 1998 году выполняется, с учетом региональных, 180 грантов РФФИ, 75 грантов РГНФ -- это высокие показатели, характеризующие потенциал наших ученых.

Признанием научных школ Томского научно-образовательного комплекса явилось включение 11 школ в список ведущих научных школ России. В их числе -- 3 школы по математике, механике, кибернетике; 2 -- по биологии; 1 -- по истории; 5 научных школ по физике.

В рамках федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" выполняется ряд проектов на общую сумму около 3 млн руб., в том числе проект "Академический университет", в котором принимают участие ТГУ и 14 академических организаций ТНЦ РАН и РАМН, Новосибирска и Москвы. Проект заслушан на коллегии МОПС и признан одним из наиболее продвинутых в РФ.

В области создания инфраструктуры современной информационной базы и использования новых информационных технологий для эффективного проведения научных исследований, развития новых форм образования и обучения, в рамках приоритетной межведомственной программы -- создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы.

В 1997 году в ТГУ создана опорная точка доступа Томского региона; в 1997--1998 годах реализован первый этап создания региональной компьютерной сети научно-образовательного комплекса города Томска, включающий объединение ведущих университетов и институтов ТНЦ СО РАН оптоволоконной магистралью, подключение институтов ТНЦ СО РАМН и организацию радиоканалов Академгородка и опорного узла. Одновременно проложена сеть ТГУ--ТПУ, позволяющая использовать как наземный канал скоростной информационной магистрали, так и спутниковый канал. К региональной компьютерной сети подключен современный суперкомпьютер ТГУ Альфа-2100, способный обеспечивать решение крупных научно-технических задач.

Задача создания инфраструктуры современной информационной базы тесно связана с выделением приоритетной задачи по организации центров коллективного пользования для научно-образовательного сообщества Сибири, имея ввиду колоссальный информационный, кадровый и технический потенциал.

К первостепенным задачам относится создание современного информационного центра на базе ЦБ ТГУ, НТБ ТПУ, музейного комплекса вузов и учреждений РАН. Используя ресурсы крупного международного проекта программы "Темпус", связанного с использованием новых информационных технологий в управлении библиотеками, на базе ЦБ ТГУ завершается создание модели современной университетской библиотеки России.

Сегодня созданы технические возможности для ЦКП на основе суперкомпьютера в части развития вычислительных технологий и решения крупных научно-технических задач методами математического моделирования; развернуты станции приема спутниковой информации и создан Центр коллективного пользования для решения задач аэрокосмического мониторинга.

Создание инфраструктуры телекоммуникаций позволило широко развернуть работы в области дистанционного образования. В частности, использование технологий дистанционного образования и информационных ресурсов центров коллективного использования ТГУ и ТНЦ СО РАН позволило разработать и реализовать модель открытого научно-образовательного пространства "Открытый академический университет". В рамках этого направления в 1997 году создана инфраструктура центра сетевых компьютерных ресурсов, разработан устав Ассоциации образовательных и научных учреждений Западной Сибири -- Открытый университет Западной Сибири, учредителями которого стали ТГУ, Алтайский госуниверситет, Новосибирский государственный технический университет.

В октябре 1998 г. Министерство общего и профессионального образования издало приказ о создании в Томске Сибирского межвузовского центра дистанционного обучения на базе Томского государственного университета, которому поручается проводить координацию работ в области дистанционного образования к востоку от Урала.

В области подготовки кадров в Томском научно-образовательном комплексе работают 36 докторских советов, 28 советов по защитам кандидатских диссертаций. Ежегодно защищается около 50 докторских и 200 кандидатских диссертаций. На сегодня в университетах и НИИ научно-образовательного комплекса обучаются свыше 1500 аспирантов, 164 докторанта. В последние годы прием в аспирантуру, докторантуру был значительно увеличен и запланировано дальнейшее увеличение численности аспирантов и докторантов в соответствии с подписанным Соглашением МОПО и администрации Томской области.

Для повышения инновационной активности предусматриваются следующие мероприятия:

1. Разработка нормативно-правового обеспечения региональной инновационной политики. Сегодня разработан и передан в Думу проект Закона об инновационной деятельности в Томской области, подготовленный в соответствии с концепцией инновационной политики РФ на 1998--2000 годы;

-- передан в Думу проект Закона о науке и научно-технической политике в Томской области.

2. Создание региональной инфраструктуры инновационного процесса, включая финансово-экономическую систему, систему информационного обеспечения, экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров:

-- ведомственная достаточно полная модель такой региональной инфраструктуры отработана сегодня в Томском инновационном центре Западной Сибири при ТГУ в рамках выполнения программы Минобразования РФ "Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы" и может быть использована в организациях ТНОК. По проектам данной программы в течение трех лет разработано 12 технологий, получено около 4 рублей от внедрения разработок на каждый вложенный рубль в инновационные проекты.

Одновременно в рамках программы "Тасис" Томск вошел в число четырех российских городов наряду с Самарой, Зеленоградом, Новосибирском, в которых созданы Центры содействия инновациям. Томский центр содействия инновациям активно проводит работу по информационному обеспечению, созданию баз данных разработок, организации обучения по вопросам инновационной деятельности.

3. Обеспечение реализации критических технологий и технологий двойного назначения в отраслях региона. В рамках готовящегося соглашения администрации Томской области с Министерством обороны завершается подготовка программы выполнения работ по технологиям двойного назначения. Примером такого подхода является презентация крупного проекта федерального уровня по созданию комплекса производств по выпуску редких и редкоземельных металлов и изделий на их основе.

4. Создание в Томской области инновационно-технологических центров по приоритетным научно-техническим направлениям: в рамках представленного Закона об инновационной деятельности подготовлено положение о таких центрах; ряд центров функционирует и наработан опыт их деятельности.

5. Создание регионального межотраслевого банка данных перспективных технологий и разработок: сегодня собраны такие банки данных в различных учреждениях, например, ТИКИ, ТИЦ, НИТИ. Необходимо объединение информации, выделение наиболее перспективных разработок и оказание содействия в их продвижении на рынок.

6. Создание ЦКП в области правовой охраны разработок и поддержки патентной деятельности со следующими задачами:

-- создание в Томске автоматизированного фонда источников патентной информации по России и ведущим зарубежным странам, например, на базе ТИЦ Западной Сибири;

-- создание в Томске фонда фактографической конъюнктурной информации по выпускаемым в России и за рубежом промышленным изделиям и сертифицированной продукции на базе НИТИ;

-- поддержка в вопросах патентования наиболее перспективных разработок;

-- разработка и внедрение положения о принципах распределения прав на интеллектуальную собственность -- это одно из важнейших условий для передачи результатов научных исследований в производство и развития системы рыночных форм взаимодействия науки и производства.

7. Расширение источников финансирования для поддержки инновационной деятельности:

-- продолжение практики проведения областных конкурсов научно-технических разработок, в т.ч. по заданиям отраслей с проведением тендеров на разработку;

-- расширение взаимодействия с ведущими фондами РФ по поддержке инновационной деятельности (Фонд технологического развития, Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере), участие в инновационных программах федерального уровня;

-- финансирование областной целевой инновационной программы в соответствии с проектом Закона Томской области об инновационной активности;

-- финансирование инновационной программы мэрии Томска, использование средств отраслей и предприятий региона;

-- участие в международных инновационных программах.

Остановлюсь на некоторых примерах инновационных разработок: в области высоких технологий в СФТИ при ТГУ разработана и реализована технология производства нелинейных оптических кристаллов, создана технология производства монокристаллов на основе никелида титана, технология создания датчиков ионизирующих изделий на основе арсенида галлия, разработана технология и создан класс материалов для имплантантов и конструкций с памятью формы медицинского назначения, в ТПУ разработаны и широко внедряются малогабаритные бетатроны системы магнетронного нанесения покрытий, электроимпульсные технологии бурения и разрушения, мощные СВЧ-системы, учеными института ИСЭ совместно с учеными Института электрофизики налажен выпуск ускорителей мощных пучков заряженных частиц для исследовательских, медицинских и экологических целей, отработаны технологии и экспортируются ультрадисперсные порошки СХК, ИХН, НИИ ПММ, Институтом высоких напряжений, успешно продаются программные продукты учеными НИИ ПММ при ТГУ, ИФПМ, ИОА. Указанные разработки вышли на мировой рынок и закупаются ведущими развитыми странами Запада.

Ряд подготовленных инновационных проектов носят федеральный уровень и могут существенным образом определять развитие экономики и производительных сил регионов, например, проект использования фторидных технологий, отработанных на СХК, для производства редких и редкоземельных металлов и конструкционных материалов на их основе. В части создания материалов для сильных магнитов проект выведен на малотоннажное производство и имеет заказы ведущих западных фирм. Сегодня подготовлен проект раскрытия Туганского месторождения и создания горнообогатительного комбината с объемом переработки 125 тысяч тонн сырья в год, что позволит получать спектр ценных компонентов для промышленности региона.

Среди разработок в интересах отраслей отметим крупные инновационные программы, выполняемые ИФПМ для РАО ЕЭС России, работы ИФПМ, ТПУ для АО ВНК, Томскгаза, работы по региональной программе "Развитие архитектурно-строительной деятельности", работы медуниверситета, ТНЦ СО РАМП в кооперации с организациями ТНОК по развитию новейших медицинских технологий.

В числе социально значимых проектов -- разработка ТГУ и НПО "Вирион" по производству особо чистой вакцины для борьбы с клещевым энцефалитом и т.д.

Сформулированные выше приоритетные направления вошли составной частью в созданный план действий по развитию реформирования научно-образовательной сферы Томской области на ближайшие годы, включающий разделы:

1. Активизация научно-технической политики.

2. Укрепление научно-технического потенциала и улучшение финансовой ситуации.

3. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной и образовательной сферах.

4. Повышение инновационной активности.

5. Международное научно-техническое сотрудничество.

По каждому из разделов намечен конкретный план мероприятий, обеспечивающий развитие научно-образовательной сферы.

Исходя из опыта выполнения проектов ФЦП "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" уже ясно, что запуск даже части первоначально запланированных направлений программы позволил наработать новые подходы в решении задач усиления интеграции академической науки и вузов, продвинуться по пути реформирования российской науки и образования, используя объединенный кадровый потенциал и материально-техническую базу. Например, небольшие финансовые ресурсы проекта "Академический университет" позволили создать и отладить систему управления, взаимодействия и финансирования и что крайне важно, созданная система и объединенный коллектив исполнителей проекта сегодня подготовил и начал реализовывать ряд новых крупных совместных проектов и программ в рамках проведения региональных конкурсов РГНФ, РФФИ и администрации Томской области, международных программ Европейского Союза, крупных научно-технических программ регионального и межрегионального уровня. Инициирована своеобразная самоподдерживающаяся цепная реакция, нацеленная на развитие объединенных научно-образовательных структур.

К сожалению, ФЦП "Интеграция" затрагивает научно-образовательную сферу только в области фундаментальных наук. В сегодняшних социально-экономических условиях реформирование научно-образовательной сферы требует более широкой интеграции всего спектра наук, как между собой, так и с образованием, производством, усиления взаимодействия с органами власти, ускоренного развития рыночных механизмов в научно-образовательной сфере.

В связи с этим наши предложения связаны с развитием идей вышеуказанной Федеральной целевой программы: дополнением интеграции фундаментальной науки и образования взаимодействием с прикладными и инновационными направлениями, разработкой организационно-правовых норм и механизмов деятельности новых интеграционных структур научно-образовательной сферы. Учитывая необходимость развития и совершенствования экономических и организационно-правовых механизмов взаимодействия органов власти, науки, образования и производства, необходимость преодоления межведомственных барьеров, готовность и задел по созданию интеграционных структур в ТНОК создана ассоциация "Межведомственный научно-образовательный центр" и создана программа проведения в городе Томске эксперимента по совершенствованию и апробации путей реформирования научно-образовательной сферы. Сегодня подписаны соглашения с МОПО, СО РАН, СО РАМН, поддерживающие проведение государственного эксперимента в Томске, завершается работа с Миннауки и подготовка постановления правительства РФ о его реализации.

В ходе проведения такого эксперимента будут решены следующие задачи:

-- созданы региональные интеграционные научно-образовательные и инновационные структуры, включая Межведомственный научно-образовательный центр, центры коллективного пользования на базе уникального оборудования и кадров научно-образовательного комплекса Томской области;

-- создана инфраструктура научно-образовательной и инновационной деятельности Томской области, включая Межведомственный центр экспертизы, региональную сеть компьютерных телекоммуникаций, патентный центр коллективного пользования;

-- созданы инновационно-технологические центры по приоритетным научно-техническим направлениям, а также центры международного сотрудничества в научно-технической, образовательной и инновационной сферах;

-- развита практика проведения региональных конкурсов для решения фундаментальных и прикладных проблем региона совместно с ведущими российскими фондами и привлечения к проведению региональных конкурсов международных научных фондов и программ;

-- будет создана взаимосвязанная региональная нормативно-правовая база научно-образовательной и инновационной деятельности;

-- будет разработана нормативно-правовая база экономической безопасности региона, связанная с обоснованием региональной политики, сохраняющей контроль региона над государственными пакетами акций крупнейших предприятий региона;

-- будет развита система соглашений и реализована региональная политика со структурами международного, федерального и межрегионального уровней в области научно-образовательной и инновационной деятельности, что обеспечит:

-- эффективность взаимодействия региона с Минобразованием России, Миннауки России, Сибирским отделением РАН, Минатомом России, Минобороны России;

-- оптимизацию межрегиональной сети научных и образовательных учреждений, номенклатуры и количества подготавливаемых специалистов, а также совершенствование системы их трудоустройства;

-- включение научно-образовательного комплекса Томской области в систему единого научного и образовательного пространства стран дальнего и ближнего зарубежья;

-- привлечение дополнительных средств международных, федеральных, межрегиональных и региональных структур в научно-образовательную и инновационную сферу Томской области.

Результаты выполнения программы явятся важным этапом при подготовке законодательных инициатив, решении проблем сохранения и дальнейшего развития научно-образовательных комплексов России, ускорят процесс их адаптации к условиям рыночной экономики, создадут предпосылки для эффективного использования интеллектуального, материально-технического и экономического потенциала регионов Российской Федерации в интересах их социально-экономического развития.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+79+1