Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2242) 11 февраля 2000 г.

ИНТЕРНЕТ КАК БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

Радио Liberty.

Александр Костинский рассказывает о безвозмездном доступе к сети

В последнее время одно за другим появляются сообщения, что провайдеры и фирмы, предоставляющие доступ в Интернет, предлагают свои услуги бесплатно. Так как они не благотворительные организации, то за этим усматривается некоторый умысел. Постоянно упоминаемая в нашей прессе пословица о бесплатном сыре в мышеловке, наводит на мысль, что умысел -- злой.

Например, 4 декабря прошлого года в Сингапуре телекоммуникационная группа StarHub заявила о возможности бесплатного доступа. И в течение десяти дней ее предложение привлекло сто тысяч человек. Первый бесплатный Интернет-провайдер Великобритании Freeserve сообщил о постоянном большом приросте числа пользователей. Он теснит America Online на британском рынке, несмотря на то, что цены у конкурентов гораздо ниже европейских.

А новая американская фирма Urban Media пошла еще дальше. Она объявила, что будет предоставлять малым и средним компаниям совершенно бесплатно не простой, а высокоскоростной доступ в Интернет. Фирма собирается зарабатывать на продаже пакетов голосовых и других информационных услуг. Рассчитывая, что бесплатный высокоскоростной Интернет привлечет много клиентов, Urban Media надеется, что ее план оправдает себя.

Боится отставать от своих конкурентов даже Excite@Home -- крупнейшая компания высокоскоростного кабельного доступа в Интернет. Но ведет она себя более осторожно, предлагая бесплатный выход в Сеть пока по медленным коммутируемым линиям.

Согласно отчету Jupiter Communications, количество бесплатных пользователей Интернета к концу 2003 года вырастет в Соединенных Штатах более чем в 5 раз, что намного больше общего роста числа пользователей Сети, который предположительно составит 50 процентов.

Уже несколько лет успешно работают бесплатные электронные почтовые ящики. Чтобы получать и отправлять почту с их помощью, нужно иметь лишь доступ в Интернет. В русскоязычной части Сети число пользователей бесплатной электронной почты одного только сервера mail.ru перевалило за полмиллиона, а число предложений от их конкурентов -- за десяток. В чем же дело?

Первое, чем могут окупить свои расходы фирмы -- реклама. И действительно. Распространение рекламы одно из условий предоставления бесплатных услуг. Например, Juno Online заявила, что в обмен на рекламные объявления доступ в Интернет будет бесплатным. Кто готов заплатить за отсутствие рекламы на своем мониторе 9 долларов 95 центов в месяц получает 150 часов в Сети, то есть пять часов в день. Компания Juno начинала, кстати, с бесплатного доступа к электронной почте и у нее два с половиной миллиона пользователей. Теперь она распространяет свой положительный опыт на другие сферы. Но нельзя сказать, что все клиенты бесплатно посещающие Интернет с удовольствием выполняют свои обязательства перед провайдерами -- благодетелями. Те, кто поопытнее, пользуются хакерским программным обеспечением, удаляющим обязательные рекламные окна с экрана, остальные просто закрывают бумагой область монитора с рекламой. Но безусловно, существуют и другие пути окупить расходы. Поэтому некоторые компании, как WorldSpy, уже отказались от рекламных окон. WorldSpy при входе пользователя в Интернет посылает его на сетевую страницу виртуальных магазинов и это -- всё.

Вторая причина победного шествия бесплатного доступа в Интернет -- стремительное развитие Сетевой торговли и других услуг. Цифры надо сказать обескураживают. Вот некоторые из них. Объем продаж через Сеть в Израиле за год вырос на тысячу триста процентов. Впервые в США прямые продажи компьютеров через Интернет обогнали продажи через обычные коммерческие каналы. По данным компании IDC в третьем квартале 1999 года через Интернет было продано почти 32 процента всех персоналок, а через коммерческие каналы только 30%. В минувшем декабре, в Интернет--магазинах было потрачено 7 миллиардов долларов. Вдвое больше, чем год назад. Был момент, когда компании, доставляющие интернетовские покупки на дом -- Wal-Mart Stores и Toys "R" заявили, что не могут гарантировать своевременное получение купленных товаров в канун Рождества.

Поэтому неудивительно, что K-mart, вторая по величине после Wal-Mart Stores сеть супермаркетов США, вместе с Softbank Venture Capital создали службу бесплатного доступа к сети Интернет под названием BlueLight.com. Благодаря бесплатности K-mart надеется привлечь покупателей, не имеющих пока доступа в Интернет. По этому же пути собирается идти, самая большая в Соединенных Штатах сеть магазинов электроники -- Best Buy. Аналитики предполагают, что Wal-Mart Stores не отстанет от конкурентов и в недалёком будущем создаст для пользователей собственный бесплатный доступ, возможно вместе с America Online.

Для многих ведущих менеджеров фирм стало очевидно, что прибыль от дополнительных услуг через Интернет, которые может оплатить пользователь, в скором времени в десятки раз превысит стоимость выхода в Сеть.

Бесплатность доступа -- это не подвох или рекламный трюк, а способ борьбы за наступающее будущее. Способ занять достойное место рядом с гигантами, что-то противоставить их экспансии. Крупнейшая в мире служба доступа в Сеть America Online только за последние 2 месяца прошлого года подключила к Интернету более двух миллионов клиентов, и довела число своих пользователей в 15-ти странах мира до 20 миллионов.

Хорошо известно, что люди неохотно меняют своего первого провайдера, если он обеспечивает сносный доступ. Поэтому, отказ от абонентской платы -- это не благотворительность, а удачные инвестиции. Известно, что переманить клиентов обходится гораздо дороже, чем привлечь их сейчас.

Но существуют и более глубокие причины, побуждающие провайдеров предоставлять бесплатный доступ в сеть. Развитие маркетинга, методов стимулирования продаж последнего времени показало, что чем лучше и продолжительней отношения между покупателем и продавцом, тем это выгоднее продавцу. Происходит это потому, что повторные продажи постоянным клиентам приносят компании прибыли в два -- три раза больше, чем первые. Общение создает атмосферу доверия, а доверие, как показала практика продаж, дорогого стоит.

Вот как описывают эти кардинальные перемены Стэн Рэпп и Томас Коллинз: "На наших глазах маркетинг как принцип продажи прошел полный круг: от торговли один на один, какую вели столетие назад деревенский булочник, портной и сапожник, к безличному миру средств массовой информации и массовой торговли и обратно -- вновь к персональному обслуживанию и укреплению отношений с клиентами, что стало возможным в наши дни благодаря новым интерактивным информационным технологиям. Интернету предназначено стать основным мостом между рекламой и сбытом" (конец цитаты).

Если роль дружеских, теплых отношений, роль обратной связи так велика при осуществлении продаж в развитом обществе, то понятно, что крупные провайдеры, благодаря которым можно наладить такие отношения в самых разных областях, становятся ключевыми фигурами в бизнесе наступившего столетия.

Мы не удивимся, если через некоторое время за доступ в Интернет провайдер сам будет платить клиенту. Может быть не прямо, а предоставляя дополнительные услуги, в виде скидок на товары, призов или лотерей. Но как раз этот "бесплатный сыр" пока мало угрожает обитателям "мышеловки" размером в одну шестую часть суши.

Михаил Мирный рассказывает об Интернет-мостах и сетевых пресс--конференциях

Наверное, каждый человек хотел бы лично задать вопрос какомулибо политику, актеру или просто известному человеку. Но до недавнего времени такая возможность была только у профессиональных журналистов. Каждый день, они ходят на прессконференции и лично общаются со знаменитыми людьми. Однако теперь ситуация изменилась. Недавно в Россию пришли так называемые Интернет-мосты или пресс-конференции по сети. Теперь практически все встречи, которые проходят в московском доме журналиста вещаются в режиме реал-видео в Интернете. На сайте most.intervision.ru можно принять участие в пресс конференции в режиме онлайн. Это позволяет почувствовать себя журналистом, задать язвительный вопрос знаменитому политику, или спросить про "фанеру" у популярного певца. Если вы опоздали подключиться к интересной встрече, то можно зайти в раздел архив. Там хранятся уже прошедшие пресс-- конференции.

Но, кроме виртуальных журналистов обычно на каждой встрече есть и около двух десятков offline журналистов. Для них все, что вещается в Интернете по 2 Мбит каналу проецируется на большой экран.

Пока еще мало используемое в России вещание в сети дает немыслимые ранее возможности как для простых пользователей, так и для журналистов. Для любого журналиста поход на пресс-конференцию -- обыденное дело. Каждый день их проходят по две-три. Зачастую корреспонденты, работающие в программах новостей, идут с одной конференции на другую. Это занимает немало времени. Интернет здесь оказался хорошим подспорьем для "слуг пера".

О некоторых преимуществах сетевых пресс-- конференций рассказывает директор компании "Интервидение" Андрей Прохоров

"...Все вопросы могут быть заданы только через Интернет...."

Кроме того, есть немало плюсов у таких конференций и для тех, кто является их героем.

Опять Андрей Прохоров

"Они позволяют проводить маркетинг..."

Большинство встреч с прессой проходят именно в столице. Из-за этого в провинции журналисты оказывались в информационном вакууме. Им приходилось использовать материалы уже вышедшие в эфир или напечатанные в газетах и журналах. Благодаря Всемирной сети теперь любой журналист из любой газеты может принимать участие в пресс-конференциях, не чувствуя комплекса неполноценности.

Но не только журналист может находиться на расстоянии. Некоторое время назад в доме журналистов прошла пресс-конференция, когда сам герой находился в другой стране. Журналисты же задавали вопросы как из своих офисов, так и из пресс-зала. Казалось бы мелочь, но ранее в российской прессе ничего подобного не могло быть.

Правда, есть и некоторые неудобства. Основное -- это качество изображения. Оно оставляет желать лучшего. Скорость изображения кадр в четыре секунды. Такой, "мультфильм"" не всегда оставляет приятное впечатление, особенно когда смотришь его около часа. Обычно в залах стоят камеры стандарта ВХС, то есть бытовые видео камеры, которые по качеству картинки немало отличаются от цифровых бетакамов. Понятно, что, чтобы почувствовать себя журналистом, и иметь возможность задавать вопросы, смотреть видео и слушать неплохой звук, необходимо иметь хорошую связь с сетью.

Тем не менее, при всех минусах нельзя не сказать, что подобные пресс-конференции -- это новый шаг в развитии журналистики. И главное это не то, что Интернет дает такие возможности, а то, что все мы постепенно учимся их использовать.


http://www.svoboda.org/

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+87+1