next up previous contents
Next: Нумерация в корпоративной сети Up: Система мультимедиа сервисов для Previous: Общие положения   Contents

Описание опорного узла

Логическая схема опорного узла управления представлена на рис. 14. Опорный узел управления мультимедиа сервисов решает следующий ряд задач:

Figure: Логическая схема центрального узла мультимедиа сервисов
\includegraphics[width=0.8\textwidth]{ris/media.eps}

В целях разграничения доступа была введена обязательная регистрация пользователей мультимедиа-сервисов, таких, как телефонные и видео звонки, а также видеоконференц-связь. Регистрацию и поддержку абонентов видео конференц-связи сопровождает Служба поддержки абонентов ЦУС. Пройдя регистрацию один раз, абонент получает доступ к необходимым ему сервисам внутри сети СО РАН. Техническая сторона вопроса (настройка оконечного оборудования, настройка каналов связи) выполняет Служба маршрутизации и защиты сети ННЦ СО РАН после прохождения вышеупомянутой регистрации. Так как сеть СО РАН имеет корпоративный характер, и безопасность сети возложена на ИВТ СО РАН, использование сервисов конференц-связи за пределами СПД СО РАН осуществляется централизовано, под контролем служб опорного узла. Это является необходимостью также по причине перегрузке внешних каналов связи. В такой ситуации без обращения в опорный узел данный сервис поддерживаться не будет, что делает невозможным его использование.

На данный момент Центральный узел имеет в своем распоряжении комплекс оборудования:

  1. Привратник (gatekeeper) C2621XM.
  2. Шлюза(gateway) между абонентами традиционной телефонии и IP-телефонными абонентами. Cisco AS5350.
  3. Сервер многоточечной видео конференц-связи(MCU). Polycom MGC25.
  4. Система управления IP-телефонами. Кластер Cisco Call manager.
  5. Сервер потокового видео. (Codian IP VCR 2200).
  6. Сервер регистрации абонентов и теле-, видео-сеансов. (RADIUS-сервер).
  7. Сервер статистики и мониторинга мультимедиа сервисов центрального узла.
  8. ATC Definity.

Логически сеть имеет иерархическую структуру. На вершине находится привратник. На нем с использованием стека протоколов H323 регистрируются опорные узлы научных центры, а также организации ННЦ. В каждом научном центре имеется свой опорный узел, который осуществляет включение в сеть организации своего научного центра. Привратник осуществляет маршрутизацию вызовов. На данном привратнике регистрируется MCU, который, в свою очередь, обеспечивает проведение видеоконференций в сети. RADIUS-сервер и сервер статистики выполняют функции контроля и регистрации вызовов. Потоковый сервер предназначен для вещания видео по каналам Ethernet, что позволяет пользователям наблюдать за ходом проведения интересующих их видеоконференций, научных собраний, образовательных лекций и т.д. Для просмотра потокового видео необходим персональный компьютер, подключенный к сети СПД СО РАН.

Шлюз AS5350 предназначен для организации вызовов между абонентами традиционной телефонии ННЦ и IP-абонентами, а также выхода на городские номера г.Новосибирска для абонентов VoIP-части сети. Также через данный шлюз абоненты сети ННЦ, находящиеся за пределами СПД СО РАН, , пройдя регистрацию и используя стационарный или сотовый телефонный аппарат, могут получить доступ ко всем голосовым мультимедиа сервисам через каналы ГТС, одним из которых является дозвон до внутренних абонентов ННЦ СО РАН. Аналогичные шлюзы находятся на опорных узлах других научных центров. Кластер Cisco Call Manager(данный продукт является IP-АТС), состоящий из двух серверов, осуществляет контроль и управление над IP-телефонами сотрудников ННЦ. Также с использованием корпоративных решений Cisco call manager express данный кластер осуществляет контроль за другими серверами Call Manager, расположенными как на территории ННЦ, так и в других научных центрах СО РАН. Данная технология позволяет централизовано управлять распределенной телефонной сетью, а также дает возможность пользователю, введшему свой пин-код (телефонный код доступа) на любом IP-телефоне, входящим в состав данной системы, получить настройки своего телефонного аппарата. Таким образом, даже находясь в другом городе, абонент получает возможность принимать свои телефонные звонки. На данный момент такая технология внедряется и проходит тестирование в Томском научном центре, где расположен роутер Cisco С2811 с поддержкой call manager express, телефонными сервисами которого управляет кластер Call Manager, находящийся в ННЦ.

ATC-Definity осуществляет коммутацию вызовов между абонентами традиционной телефонной сети ННЦ, вызовов в город. При вызовах в город и из города используется цифровой поток ГТС и альтернативного телефонного провайдера.

В состав узла также входит зал видеоконференц-связи, построенный на базе видеотерминала Polycom VSX 7800 с большим плазменным дисплеем Pioneer PLD50. Данный конференц-зал рассчитан на группу участников до 12 человек. Данный зал предназначен для проведения видеоконференций с участием как абонентов ИВТ, так и других организаций, которые на данном этапе не могут самостоятельно участвовать в подобных мероприятиях.

За прошедший год была рассмотрена возможность использования для построения залов видеоконференц-связи оборудования других производителей, а именно, система мультимедиа связи ViewPoint 8000 компании Huawei. Были протестированы терминалы ViewPoint 8039, ViewPoint 8069 и сервер видео конференц связи ViewPoint 8630 MCU. В процессе тестирования была подтверждена совместимость выше указанного оборудования с уже имеющимся в составе опорного узла. Также был выявлен ряд преимуществ терминалов Huawei перед терминалами Polycom. Результатом тестирования стало признание технической возможности использования системы ViewPoint 8000 при построении системы мультимедиа связи в СО РАН.