СО РАН

Экономические и социальные иследования.

Россия

В оглавление. Далее.

В Институте экономики и организации промышленного производства продолжались исследования социально-экономической реформации России на исходе XX века.
Результаты экономического анализа с использованием методов экономико- математического моделирования позволили установить, что экономика России вошла в штопор в 1991-1992 гг., из которого не вышла по сей день.
Главную роль в этом негативном процессе сыграли:

  1. свертывание государственных капиталовложений в развитие народного хозяйства,
  2. разрыв хозяйственных связей и разрушение отработанной системы товаропотоков и материально-технического снабжения,
  3. ликвидация плановой системы управления экономикой,
  4. отказ от государственного контроля за ценообразованием (так называемая либерализация цен).
Все эти факторы действовали одновременно, что дало синэргетический эффект. Установлено, что падение производства носит всеобщий характер. Причем спад глубже преимущественно в отраслях и регионах, создающих продукцию машиностроения и товары народного потребления, и несколько меньше - в добывающих отраслях и регионах. Выявлено также, что ежегодно динамика физических объемов промышленного производства менялась циклически - небольшой рост в первом квартале, резкое падение во втором, тенденция к стабилизации спада в третьем и слабое оживление в четвертом квартале. От года к году амплитуда цикла ("экономические качели") не только не затухает, а возрастает, что демонстрирует усиление дестабилизирующих моментов в экономике России и препятствует ее выходу на траекторию устойчивого развития.
Усиливается ориентация российской экономики на экспорт сырья и продуктов первичной переработки. Объемы их вывоза растут даже при свертывании производства. При этом масштабный экспорт этих товаров снижает средние мировые цены, и для получения желаемого объема выручки приходится наращивать размеры их вывоза. Наращивание же экспорта осуществляется за счет сжатия внутреннего российского рынка, что способствует углублению экономического спада и росту цен.
В Институте экономики и организации промышленного производства разработаны концептуальные основы, методические и организационные положения федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам. Показана роль данной программы в общей системе мероприятий региональной политики в России, изучены возможности применения зарубежного опыта поддержки "больных" регионов, предложены схемы оценки социально- экономического состояния субъектов федерации, а также специальная методика выделения депрессивных и отсталых регионов России. Проведены экспериментальные расчеты, конечной целью которых явились варианты типологизации всех регионов Российской Федерации по определенным признакам, что дало возможность выделить наиболее нуждающиеся в федеральной помощи территории. Подготовлены предложения по способам, направлениям и механизмам реализации федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам и предложения по ее организационным структурам.
Продолжен мониторинг хода аграрной реформы. Главный акцент в текущем году был сделан на исследование проблем становления хозяйствующих субъектов АПК. Формальное изменение статуса хозяйствующих субъектов АПК не привело к изменению парадигмы их экономического мышления и формированию адекватных моделей экономического поведения; продолжалось отчуждение основных социальных групп населения от реформ: от 30 до 40% сельского населения не поддерживают ни одно из направлений проводимых аграрных реформ; около 70% сельских тружеников по-прежнему ориентированы на коллективные формы сельскохозяйственного производства; подавляющее большинство сельских руководителей привержены императивам социалистического планового хозяйства.
По заказу Федеральной миграционной службы Институтом экономики и организации промышленного производства выполнена работа по формированию региональной программы "Миграция населения Новосибирской области".
Современную карту миграционных потоков в России в немалой степени формируют так называемые "катастрофические миграции" - субъектами которых выступают этнические беженцы. Географическая близость Сибири к очагам высокого этнического напряжения (республики Средней Азии, Казахстан) делает наш регион одним из центров их притяжения. (Западная Сибирь за период, когда потоки вынужденных переселенцев стали регистрировать, то есть с 1 июля 1992 г. по 1 января 1995г., приняла более 60 тыс. чел. или около 9% общего потока беженцев, прибывших в Россию.
По планам Федеральной миграционной службы, в Новосибирскую область предполагается переселить в ближайшие несколько лет около 270 тыс. человек. Однако по расчетам Институте экономики и организации промышленного производства этот значительный приток населения, с одной стороны, не позволит области к 2005 году преодолеть отрицательный естественный прирост населения, а с другой, - создаст дополнительный источник экономического и социального напряжения в регионе, поскольку предполагаемое финансирование на обустройство беженцев из федеральных средств (около 2,5 млн руб. на 1 переселенца) на порядок меньше необходимого.

В оглавление. Далее.

СО