математическое моделирование
На сегодняшний день одной из самых насущных проблем общества является ухудшение экологической обстановки в городах с развитой промышленностью и вблизи них.
В данной работе рассматривается проблема построения математической модели для адекватной оценки взаимодействия административного центра и промышленных предприятий некоторого региона при условии функционирования системы «торговли загрязнениями».
Конфликтная ситуация представленная для моделирования может быть описана с помощью теории игр, а именно – в виде иерархической игры, в которой на первом уровне иерархии располагается административный центр, а на втором – промышленные предприятия. Для описания их поведения используются ранее опубликованные статические оптимизационные модели функционирования предприятия и центра при условии «торговли загрязнениями».
Администрация центра и предприятия функционируют в границах одного и того же региона одновременно. Их математические модели содержат общие параметры, а оптимальные решения зависят друг от друга. Центр назначает предприятиям плату за выбросы вредных веществ в окружающую среду, а предприятия ориентируясь на эту цену определяют собственные объемы затрат и выпусков. Управляющий центр имеет право первого хода и может ограничивать возможности подчиненных ему подразделений, направляя их действия в нужное русло. Цель центра В0 заключается в минимизации экологического ущерба, причиняемого окружающей среде при условии поддержания производства в регионе на необходимом уровне.
Сложившуюся ситуацию можно формализовать как бескоалиционную игру s+1 лиц (где s – число предприятий): интересы предприятия и административного центра не противоположны, но и не совпадают, однако степень достижения своей цели каждым из них зависит как от его собственных решений, так и от действий всех остальных участников. В работе показано, что равновесной ситуацией для данной системы является ситуация равновесия по Нэшу – т.е. такая совокупность решений, когда отклонение от этой ситуации разве что ухудшает положение уклониста (при условии, что остальные участники придерживаются этой ситуации), причем такая ситуация является «сильно равновесной», т.е. от нее невыгодно отклоняться любому количеству игроков, а значит ситуация равновесия в бескоалиционном варианте игры будет образована оптимальным решением задач каждого из игроков.
Дополнительные материалы: | Полный текст доклада |
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2005, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2005, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск