ВЫСТУПЛЕНИЕ АКАДЕМИКА Н. ДОБРЕЦОВА НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАН
Инновационная деятельность одна из основных задач РАН. Об этом
говорилось во вступительном докладе академика Ю. Осипова,
выступлении премьер-министра РФ М. Фрадкова и докладе главного
ученого секретаря Президиума РАН академика В. Костюка. Накоплен
большой опыт, но осталось много нерешенных проблем. Поэтому
развитие инновационной деятельности Российской академии наук
рассматривалось недавно на нескольких совещаниях: на заседании
Совета по координации деятельности региональных отделений и
региональных научных центров РАН в Новосибирске под
председательством президента РАН академика Ю. Осипова, на
заседании Совета РАН по инновационной деятельности под
председательством академика В. Козлова, на ряде совещаний,
совместных с Миннауки с участием министра А. Фурсенко. Наконец,
по итогам этих обсуждений все аспекты были рассмотрены еще раз на
заседании Президиума РАН 12 мая с.г. Развернутое постановление
Президиума РАН с учетом всех замечаний принято вчера,
непосредственно перед Общим собранием РАН.
 |
|
На заседании Президиума РАН с основными докладами выступили
вице-президенты РАН академики В. Козлов и Н.Добрецов. В
обсуждении приняли участие министр образования и науки
А. Фурсенко, академик С. Алдошин, вице-президент РАН академик
Г. Месяц, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и
образованию академик РАМН С. Колесников и другие всего 12
человек. С заключительным словом выступил академик Ю. Осипов.
Моя задача проинформировать Общее собрание РАН о ходе этих
обсуждений, прежде всего о выработанной общей позиции, а также о
принятом постановлении Президиума РАН.
В качестве общей выработанной позиции можно считать:
1. Необходим регулируемый баланс между фундаментальными
исследованиями, которые остаются основным вкладом РАН в
инновационный процесс, и прикладными исследованиями, ведущими к
созданию инновационного продукта. Соотношение между
фундаментальными исследованиями и инновационной деятельностью
должно быть тонко сбалансировано, чтобы не разрушать структуру
фундаментальных исследований, не создавать нездоровой
конкуренции. Оно должно быть различным для разных направлений
наук, разных институтов и научных центров в зависимости от
производственной базы, кадров и накопленного потенциала.
2. Оптимальной можно считать такую деятельность, когда прикладные
исследования вытекают из фундаментальных исследований, а
результаты инновационной деятельности и полученные средства будут
направляться на поддержку фундаментальных исследований, как это
делается в ИЯФ, ИТПМ и ряде других институтов СО РАН.
3. Начиная с определенного этапа, целесообразно выводить
прикладную деятельность за пределы института в пояс инновационной
деятельности, состоящий из фирм-спутников, как это было
сформулировано в докладе академика Ю. Осипова.
Главным препятствием более успешной и эффективной инновационной
деятельности РАН является несовершенство законодательной основы
(как выразился Ю. Осипов в Новосибирске, она похожа на минное
поле с многочисленными опасностями) и отсутствие внятной
поддержки со стороны Правительства. Но выступление М. Фрадкова
настраивает на оптимистический лад. Тем не менее, пока нет
правовой основы создания институтами дочерних компаний и
формирования пояса внедрения. В предложениях Минфина (концепции
бюджетной реформы) изменить организационную форму институтов,
которые зарабатывают больше, чем получают из бюджета, есть и
другие опасные предложения.
Постановление Президиума РАН содержит анализ ситуации по
инновационной деятельности и ряд конкретных поручений. В их
числе:
укрепление существующей системы хоздоговоров;
создание ассоциации инновационных центров РАН, открытой для
взаимодействия с Союзом инновационно-технологических центров
России;
формирование специальной программы РАН по доведению (на
конкурсной основе) фундаментальных результатов до инновационного
продукта;
завершение работы по созданию портала инновационных
разработок;
создание Управления по интеллектуальной собственности,
патентам и инновационной деятельности.
Инновационному агентству (академик С. Алдошин) поручено в
недельный срок сформировать рабочую группу для разработки базовых
документов и совместно с Рабочей комиссией по вопросам
интеллектуальной собственности (академик Н. Платэ) разработать
предложения по внесению необходимых уточнений в законодательные
акты РФ. Поддержаны предложения Минэкономразвития о создании
особых экономических зон и положительный опыт в этом направлении
в новосибирском Академгородке.
В заключение хочется выразить уверенность, что инновационная
деятельность РАН станет более эффективной, основываясь на трех
условиях: 1) общая позиция РАН, сформулированная выше; 2)
эффективное исполнение поручений Президиума РАН; 3) существенная
поддержка Правительства, как было обозначено в выступлении
премьер-министра РФ.
стр. 2
|