ОБЛИК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Сколько в мире профессиональных ученых? Ответ можно найти в
интернете, но лучше без хлопот открыть книгу: «
Число
профессиональных ученых превосходит 5 млн человек, мировое
сообщество вступило в период научно-технической революции». Число
внушительное, но что-то не дотягивает до «узаконенных» двух
процентов творцов, исходя из численности народонаселения мира.
Правда, можно приплюсовать тысячи разноталантливых
гуманитариев вот и получится, возможно, искомый классический процент
творческих работников в мировом масштабе.
Галина Шпак, «НВС»
Книга, которую я открыла, называется «Концепция современного
естествознания» с уточняющим подзаголовком «Основной курс в
вопросах и ответах». Как сказано в аннотации, выбранные вопросы
отражают содержание одноименной дисциплины государственного
образовательного стандарта нового поколения для всех
специальностей высшего образования, в том числе гуманитарных. Но
в сумме учебные дисциплины уступают реальной науке. В современной
науке около 15 тысяч научных дисциплин, включая так называемые
прикладные науки. А если учесть, что научная информация
удваивается каждые 10-15 лет, можно представить, какими знаниями
должен обладать преподаватель университета, чтобы научить
студентов учиться.
Автор «Концепции современного естествознания» Татьяна
ДУБНИЩЕВА доктор физико-математических наук, профессор. Она заведует
кафедрой современного естествознания и наукоемких технологий
Новосибирской государственной академии экономики и управления. И,
к тому же, продолжает работу в Институте физики полупроводников
СО РАН. Т. Дубнищева специалист в области нелинейной оптики и
лазерной физики, опубликовала более ста научных статей.
|
|
В пределах возможного я знакома с работами физика Т. Дубнищевой
и не перестаю удивляться ее нестандартному уму исследователя и
учителя. Достаточно прочитать оглавление ее энциклопедического
труда, пусть определенного по разряду «учебное пособие», и
убедиться, сколько вопросов задано самой себе. И тут же
даны научно-популярные ответы, чтобы любой другой любознательный
человек увидел, прочувствовал, понял многообразие и единство
научного знания. Импонирует методологический подход автора,
научно-философские, мировоззренческие посылки. В предисловии
говорится, что рациональный метод, сформировавшийся в рамках
естественных наук, существенно дополняет художественный метод
познания действительности. «В результате формируется единая
картина мира, некое образно-философское обобщение научных
знаний».
Выдвигая, казалось бы, общеизвестный тезис о современном облике
естествознания, научной картины мира, отличающейся сложностью
рассматриваемых систем, Т. Дубнищева поясняет, что сложные задачи
невозможно было решить в «докомпьютерную эру». Но обратите
внимание на энергичный ход мысли, сразу выводящий на самую
захватывающую проблему, и не только в физике. «Оказалось, что в
сложных системах, вдали от точки равновесия, могут возникать из
хаоса упорядоченные состояния. Хаос стал выступать созидательным
началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции.
Явления самоорганизации изучаются теперь в естествознании,
экологии, экономике». В книге этой проблеме посвящен раздел
«Неравновесные процессы в сложных системах. Самоорганизация
материи». Разумеется, изложение дано в популярном жанре вопросов
и ответов. Например, как возникает явление самоорганизации в
неравновесных системах? Эта сложная задача решалась многими
исследователями. Мировую известность получила Брюссельская школа,
созданная И. Пригожиным (1917-2003 гг.) лауреатом Нобелевской
премии по химии за 1977 год. У нас, в России, издавались и
переиздавались его потрясающие книги (в соавторстве с
И. Стенгерс) «Порядок из хаоса», «Время, хаос, квант». А физик из
Штутгарта Г. Хакен ввел в научный оборот понятие «синергетика».
В своей одноименной книге он пишет: «Я назвал новую дисциплину
синергетикой не только потому, что в ней исследуется совместное
действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения
общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо
кооперирование многих различных дисциплин». В науке стал работать
новый метод синергетический, основанный на идее синтеза. Как
поясняет в ответах на вопросы Т. Дубнищева: «Проблема выяснения
условий возникновения порядка из хаоса будет решаться уже в XXI
веке. По словам известного физика-теоретика Дж. Уиллера,
это задача номер один современной науки». Кстати, синергетический
принцип проявляется и в содержании, и в структуре книги Т. Дубнищевой.
Впрочем, еще в донаучном познании мира в мифах постепенно
вырисовывается образ Космоса, возникающего из Хаоса. Это строка
из первого раздела книги «Концепция современного естествознания».
Отмечу, что книга Т. Дубнищевой вышла вторым изданием в 2005 г. в
Сибирском университетском издательстве под рубрикой
«Университетская серия». Для пытливого ума такая интересная
книга неоценимый подарок. Откройте эту книгу, и поймете, что науки
никогда не бывает много. О силе знания в развитии общества
высказывался еще до нашей эры гениальный драматург Еврипид: «Мир
не хочет, чтобы им управляли плохо».
стр. 12
|